Новая форма рабства: кого озолотят наемные работники в Литве

© Depositphotos.com / NdoeljindoelСтроительные рабочие с краном в фоновом режиме, архивное фото
Строительные рабочие с краном в фоновом режиме, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
Уже не один год в Литве (и не только) расширяется так называемый бизнес по найму персонала. Это явление, обычно описываемое в СМИ в довольно радужном свете, ставит перед нами много важных и, по правде говоря, не настраивающих на веселый лад вопросов

Кому помогают эти компании? Каков статус "наемных" работников? Какова социальная значимость этого бизнеса как в Литве, так и во всем мире?

Для найма персонала – красивая рекламная упаковка

Бизнес по найму персонала не так уж стар у нас. Это началось во время восстановления после последнего глобального экономического кризиса, где-то в 2011-2012 годах. Как известно, в основном он был связан с экспортом самих литовцев как дешевой рабочей силы с точки зрения Западной Европы. А это, в свою очередь, было закономерно – как следствие взрыва безработицы после "ночной реформы" 2008 года. Это и был один из способов организации массовой эмиграции (эвакуации?) литовского рабочего класса на Запад.

Депутат Сейма Наглис Путейкис, архивное фото - Sputnik Литва
Депутат Сейма назвал условия оплаты труда в Литве "современным рабством"

На самом деле, в чем несложно убедиться как из статей, опубликованных в прессе, так и по заявлениям представителей этой области, наем персонала действительно способствовал сокращению безработицы. Организовывался не только экспорт работников, но и их трудоустройство в местных компаниях литовского капитала.

Предмет представлен красиво. Мол, не только уменьшена безработица, но и создан механизм поиска новых сотрудников, с помощью которого многие будто бы находят себе постоянную работу. Короче говоря, всем хорошо — и работникам, и владельцам. Одним словом, все довольны. По крайней мере, так говорит красивая рекламная упаковка.

Как есть на самом деле

Однако реальность, к сожалению, гораздо более противоречива. И вряд ли такая светлая. Прежде всего на это указывает тот факт, что из самих "наемных" работников таким образом только немногие находят постоянную работу. Так, из нескольких тысяч примеров успешного найма, которые указала компания Headex group, аж 200 "наемных" сотрудников устроились на постоянной основе. Число — почти ничтожное.

Более того, бизнес по найму персонала сосредоточен, прежде всего, не на интересах "наемных" работников, а на интересах владельцев бизнеса. Эти конторы зарабатывают деньги, ориентируясь на найм самой дешевой рабочей силы, что, ясное дело, очень удобно для обслуживающих фирм, но самим работникам "обеспечивает" еще более низкую оплату, чем было бы при обычных условиях трудоустройства.

Кроме того, такая организация труда освобождает работодателей от социальных гарантий, предназначенных для защиты работников. Каждый "наемный" работник может быть заменен быстро и просто, словно порванный носок. А мистер капиталист волен поступать так, как ему удобнее. Одним словом, найм персонала только продолжает проводимую у нас с 2006 года на государственном уровне и выгодную для работодателей политику "гибкости" трудовых отношений.

Примеры из жизни

На практике в этом несложно убедиться. Возьмем как пример Норвегию, где трудовые отношения строго регулируются. Здесь зарплата должна доставаться самому работнику. Но компании по найму персонала, даже делая это напрямую, обогащаются за счет работника. Потому что заработная плата обычно переводится из крон в евро, в результате чего получается некий остаток, который, как правило, никуда не оформляется и присваивается менеджерами по найму.

Бедность, пустой кошелек - Sputnik Литва
Делиться надо, но не хочется. Для бизнеса в Литве начался сезон огорчений

Конечно, это относительно невинный пример, хотя в других странах, таких как Нидерланды, Германия и так далее, заработок работника действительно ниже. Необходимо знать, как эта система работает в самой Литве, в отношениях между большими городами и чаще всего почти угасающими провинциальными районами. Здесь иногда ведутся поиски "дураков", "жителей села", прозябающих в нужде, которые волей-неволей вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы выжить. Нередко работая на полную ставку, такие люди на руки не получают даже жалкого литовского минимума.

Несомненно, сегодня основным резервом такой рабочей силы является уже не провинция Литвы, а зарубежье. В основном мигранты с Украины, которые обсуждались в наших предыдущих статьях и чьи условия работы, вернее порой совершенно рабского труда, хорошо известны. Ukrainieciai.lt и подобные конторы ясно показывают нам реальное лицо найма персонала.

Еще более ярко его демонстрирует некоторое время назад ставшая известной история непальцев, которые приехали в Литву на заработки. На родине они заплатили конторе по найму персонала солидные (и долго накапливаемые…) суммы за возможность уехать в ЕС на заработки. Но, достигнув нашей "земли Марии", оказались в условиях, сравнимых с рабством. Не дождавшись не только обещанной, но вообще никакой зарплаты, они в конце концов покинули Литву без копейки в кармане.

Примечательно, что подобные, если не намного хуже, истории происходят в ОАЭ, Катаре и других частях Аравийского полуострова, где работники из Непала, Бангладеш и Индии, нанятые аналогичными компаниями, работают на местных стройках и выполняют функции чернорабочих, живя без личных документов (которые у них забирают) в гетто, отделенных от местных жителей.

Выводы

Мы видим, как явление найма персонала вовлекает людей из разных уголков в одну большую сеть капитала и рабочей силы. С одной стороны, предлагаются возможности заработать, если удастся, даже больше, чем можно было бы получить в условиях родного края (например, для непальцев даже литовская минималка – баснословные деньги). С другой, укрепляется своего рода схема двойного использования (в пользу как конторы по найму, так и обслуживающей компании).

Безработный, архивное фото - Sputnik Литва
Литва стала антилидером Балтии по росту безработицы

Правда, от эксцессов, как в приведенных выше примерах, более-менее можно защититься (особенно в странах с более жестким регулированием трудовых отношений) путем вступления в местные профсоюзы. Однако для литовских работников такая практика не характерна. Доводится слышать отзывы, например, как норвежцы и другие европейцы из-за этого даже смеются над ними. Но пока как есть, так есть, — такая наша устоявшаяся национальная психология.

Процесс, который мы обсуждаем, определенно движется и будет двигаться дальше. Как и в какие формы он перерастет — вопрос открытый. Но сама "свобода" явления найма персонала, отсутствие социальных гарантий и тому подобное делает его близким к другому, действующему в интернет-пространстве формату бизнес-платформ. И в этом контексте, учитывая технологическую революцию в области автоматизации и роботизации, есть основания полагать, что бизнес по найму персонала будет способствовать тенденции пролетаризации интеллектуального труда, которую мы уже можем наблюдать.

К чему это приведет, увидим, но уже сегодня ясно, что многим из литовских "наемных" работников, которые до сих пор не подготовлены  к объединению и защите своих прав, светят не самые лучшие условия.

Мнение автора можете не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0