ВИЛЬНЮС, 7 ноя – Sputnik. Главный экономист Luminor Жигимантас Маурицас назвал инициативу литовских властей о компенсации водителям, купившим менее загрязняющий окружающую среду автомобиль, "одной из самых глупых в истории Литвы". Об этом он написал на своей странице в Facebook.
"Власти Литвы, очевидно, собирают слишком много налогов, потому только очень богатые (или очень глупые) страны могут позволить себе "перераспределить" 30 миллионов денег налогоплательщиков, разделив их по 1000 евро между покупателями новых или слегка подержанных автомобилей", — сказал он.
Маурицас подчеркнул, что инициатива не приблизит Литву к "государству всеобщего благосостояния". По его мнению, выплата компенсации автовладельцам усилит социальную изоляцию, неравенство в благосостоянии и "чувство несправедливости", поскольку жители с низким доходом не могут позволить себе купить новый или слегка подержанный автомобиль за 5-25 тысяч евро. При этом, согласно новому закону, автомобиль не должен быть старше семи лет.
Эксперт добавил, что компенсация в размере тысячи евро не уменьшит загрязнение, поскольку субсидия будет распространяться исключительно на покупку автомобиля. Например, выплата не будет предоставлена, если человек решит выбрать велосипед или электросамокат, пересесть на общественный транспорт или ходить пешком.
Кроме того, компенсации хватит только на 30 тысяч автомобилей, что составляет всего два процента от автомобильного парка Литвы. По мнению экономиста, в связи с этим общий уровень загрязнения окружающей среды в балтийской республике вряд ли уменьшится, поэтому Вильнюсу придется платить штрафы ЕС.
Также Маурицас считает, что субсидия будет стимулировать "накопление и покупку металлолома" в надежде на получение компенсации от государства.
Эксперт раскритиковал критерии, по которым будет предоставляться выплата. В частности, Маурицас обратил внимание на то, что компенсация не положена водителям, которые хотят купить автомобиль, работающий на дизельном двигателе.
"Это хитрый ход, потому что бензиновые автомобили уменьшают количество случаев акцизной кражи (ведь маркированный дизель не зальешь в бензиновый автомобиль) и пополняют доходы бюджета за счет акцизного налога (акциз на бензин в Литве выше, чем на дизельное топливо). Но этого же эффекта можно добиться, увеличив акциз на дизельное топливо для легковых автомобилей (применив частичное возмещение акциза грузовым автотранспортным компаниям)", — написал экономист.
В октябре в Литве вступил в силу закон, в соответствии с которым жителям балтийской республики, купившим менее загрязняющий окружающую среду автомобиль, положена компенсация в размере одной тысячи евро.
Компенсация выплачивается в соответствии с определенными критериями.
Во-первых, жители республики должны быть владельцами транспортного средства класса М1 не менее 12 месяцев, а техосмотр машины должен быть действителен до даты вступления в силу утвержденного плана. Кроме того, транспортное средство должно быть не менее 12 месяцев зарегистрировано в Регистре дорожных транспортных средств Литвы и отдано на уничтожение. В свидетельстве при этом должно быть указано общее количество выбрасываемого машиной углекислого газа и дата первой регистрации.
По новому законопроекту, автомобилями, загрязняющими окружающую среду, будут признаны транспортные средства с дизельными двигателями, чьи выбросы углекислого газа в атмосферу превышают 115 грамм на километр, а также транспортные средства с бензиновыми или газовыми двигателями, чьи выбросы углекислого газа превышают 130 грамм на километр.