Руководитель отдела связей с общественностью ЛЦПЧ Юрате Юшкайте удивляется, что в нашей стране снова начало расти число сторонников антисемитизма и крайне правых взглядов. "Приведут ли предстоящие выборы и политический сезон 2020 года эти силы в политику или они останутся на полях, на которых находятся до сих пор? Это очень важный вопрос о будущем", – предупреждает правозащитница.
Ее поддерживает директор Центра журналистики Литвы Джина Донаускайте, которая говорит, что волна антисемитизма в стране поднялась в связи с недавними изменениями в общественных пространствах. "Средства массовой информации рефлексируют по поводу снятия табличек и переименования улиц, – сказала Донаускайте, – но не хватает критической саморефлексии. Права человека часто обсуждаются не как данность, а как мнение".
По ее словам, СМИ часто подливают масла в огонь, не понимая, какие права тех человека являются данностью и принадлежат всем. "Начинаются сомнения, правильно ли обеспечивать права человека за счет других или неправильно. Так создается искусственный конфликт", – говорит глава Центра журналистики.
Почему СМИ такие, какие есть? Разнообразие и качество СМИ зависит не только от их владельцев и журналистов, но и от политики. Многое из того, что происходит в политическом поле Литвы, влияет на средства массовой информации. Несмотря на влияние глобальных и других факторов, господствующее местное политическое мнение определяет гораздо больше, чем все другое вместе взятое.
Литовские евреи серьезно обеспокоены тенью антисемитизма. Они размышляют, не стоит ли изменить законы, но правительство не видит в этом необходимости.
Чуть больше чем за месяц в Литве произошли пять случаев вандализма, вызванных антисемитизмом. Председатель Еврейской общины задается вопросом, достаточно ли делает правительство для предотвращения антисемитизма. Она думает, не стоит ли внести поправки в Уголовный кодекс. Однако правительство и законодатели не видят для этого причин, а эксперты считают, что для борьбы с антисемитизмом необходимо что-то поменять в системе образования Литвы.
Возможно, изменения стоит начать, например, с VII форта Ковенской крепости в Каунасе? Например, в данный момент в VII форте Каунаса можно онлайн заказать развлечения – на сайте septintasfortas.lt. Сейчас там рекламируются рождественские вечеринки. Цена – 280 евро для группы детей с первого по пятый класс. А в форте находятся останки нескольких тысяч убитых.
Во время Второй мировой войны в Ковенской крепости нацистами был основан концентрационный лагерь. На территории форта произошли первые с начала войны запланированные массовые убийства мирных жителей. Приказ о создании в Литве концлагеря был получен из Берлина 29 июня 1941 года, а 30 июня временное правительство Литвы постановило создать лагерь в VII форте. Охранять заключенных и совершать убийства поручили недавно сформированному Национальному трудовому охранному батальону (Tautinio darbo apsaugos batalionas,TDA).
За время существования лагеря на территории форта было убито несколько тысяч человек, большинство – жители Каунаса еврейской национальности. Среди жертв были известные люди – раввин Эльхонон-Буним Вассерман (1875-1941), литовский поэт Витаутас Монтвила (1902-1941).
Поэтому журналистов нужно обучать журналистике, а учителей – тому, как учить учеников. Толерантности, терпимости, пониманию. Истории Литвы. Без умалчивания и конъюнктурных современных политических интерпретаций. Кажется, все это понимают, иногда даже говорят об этом.
А несколько недель назад в Вильнюсе произошел очередной антисемитский выпад — испортили граффити проекта "Стены помнят" (Sienos prisimena) в Старом городе. Координаторы проекта обратились к общественности с просьбой откликнуться свидетелям, которые могли бы предоставить информацию о вандалах.
Художнице, почтившей память евреев, которые жили в Вильнюсе, пришлось самой убирать антисемитскую символику.
"Вот здесь, на этом месте, здесь, где видна светлая область, потому что пришлось использовать много краски, чтобы замазать", – сказал автор инициативы "Стены помнят".
Полиция начала расследование, но о подозреваемых пока не слышно. Сама художница обратилась за помощью в социальных сетях: надеялась, что найдутся свидетели. Но получила гневные сообщения и комментарии.
"Граффити разрисовано антисемитской символикой. Просим отозваться свидетелей происшествия. Любая информация об этом акте ненависти и вандализма может быть очень важной. Человек или люди, сделавшие это, должны быть привлечены к ответственности. Мы верим, что живем в стране, где не терпят и не будут терпеть ненависть", – говорится в сообщении в социальной сети. Каков был ответ? "То, что евреи такие-сякие и вообще не нужно что-то делать, так им и надо, и так далее", – не скрывая грусти, написала Лина Шлипавичюте-Черняускене, автор оскверненной работы.
Как заявили авторы проекта, "Стены помнят" – это арт-проект, посвященный возрождению исторической памяти о еврейской общине Вильнюса. В межвоенный период в Вильнюсе проживала одна крупнейших и активнейших еврейских общин в нашем регионе. Во время Второй мировой войны это сообщество было почти полностью уничтожено, и это, несомненно, одна из самых болезненных потерь для Литвы, и особенно для Вильнюса.
Для реализации проекта были использованы аутентичные фотографии вильнюсских евреев в межвоенный период. Их художественно интерпретировали и перенесли на стены еврейского квартала в Вильнюсе.
У проекта "Стены помнят" было несколько целей. Прежде всего – напомнить общественности, что в Вильнюсе была большая и процветающая еврейская община, которой нам следовало бы гордиться. Кроме того, с помощью синтеза исторических кадров и современного искусства авторы проекта хотели активизировать более тесный диалог между различными социальными и этническими группами в Вильнюсе.
"Больше всего меня волнует вопрос о том, почему это происходит, что случилось?" – риторически спрашивает председатель Еврейской общины Литвы Фаина Куклянски.
Председатель общины говорит об этом и еще четырех антисемитских инцидентах в Литве всего за месяц.
В сентябре около здания Еврейской общины в Вильнюсе была насыпана свастика из земли. В октябре свастика была нарисована на здании в другой части столицы, а когда рядом был обнаружен пакет с предметом, похожим на взрывчатку, ввели план "Щит".
В Шяуляе осквернен памятник предпринимателю Хаиму Френкелю. Еще один инцидент был зафиксирован в городке Академия под Каунасом.
Председатель Еврейской общины поднимает вопрос: делают ли правоохранительные органы и правительство достаточно для предотвращения таких инцидентов? Возможно, в Уголовном кодексе, который не включает понятие антисемитизма, стоило бы ввести ответственность за подобные преступления, считает Куклянски.
"Если ничего не делать, думаю, будет только хуже. Не только эта безнаказанность, но и общее отсутствие контроля над ситуацией", – сказала Куклянски.
Мнения полиции, министерств внутренних дел и юстиции совпадают: менять Уголовный кодекс не надо. Такой единый хор дополняют законодатели. "Ну, мне действительно трудно представить, как можно отделить одну национальность и преступления против нее, скажем, от преступлений против цыганской общины", – сказала член Сейма Агне Ширинскене.
Председатель Еврейской общины говорит, что в Вильнюсе и так почти не осталось евреев. Через произведения искусства на стены Старого города вернулись их тени. Но борются и с ними – удивляется она. А вы удивляетесь? Приближается Рождество – время чудес. А площадки для Рождества – только в VII форте Каунаса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.