Спецпосланник Госдепа по вопросам Холокоста Черри Дэниэлс осудила почитание пособников гитлеризма и повинных в массовых убийствах.
Угрозы в адрес Еврейской общины, акции радикальных националистов в центре столицы, волна юдофобских комментариев в соцсетях и апогей – незаконное возвращение демонтированной памятной доски в честь одного из лидеров антисоветского подполья – нацистского коллаборанта Йонаса Норейки усилили напряжение в обществе, пишет в материале Baltnews.lt Егор Иванов.
Похоже, что коричневая чума вновь возвращается, и происходит это в отдельно взятой Литве. Антисемитские скандалы продолжают будоражить республику и общественность в целом, которая в большинстве своем, судя по ужасающим комментариям к новостям от ведущих порталов, прямо или косвенно затрагивающих еврейскую тематику, поддерживает откровенных неонацистов.
По логике последних, разумеется, евреи якобы виноваты во всех грехах независимой Литвы – в ссылках, репрессиях, оккупации, в Холокосте. Обычно в этом традиционно винят русских, а сейчас – евреев. Все, как на заре Второй мировой и Великой Отечественной, в лучших традициях Литовского фронта активистов, чьи представители и идеологи – Шкирпа, Крикштапонис, тот же Норейка – открыто разжигали ненависть в адрес еврейского населения.
Самый интерес заключается в том, что животный антисемитизм каким-то непонятным образом с корнями въелся в умы рядового населения, несмотря на то, что сегодня в Литве проживает не более четырех тысяч лиц еврейской национальности, а официально и того меньше.
Автор нашумевшего бестселлера "Наши", повествующего о причастности жителей Литвы к массовым убийствам евреев, Рута Ванагайте – заклейменная общественным мнением за иное непопулярное мнение о Холокосте, партизанском движении и госидеологии, недавно справедливо отмечала уникальный парадокс: антисемитизм в Литве живет, цветет и даже усиливается.
Это созвучно с ситуацией, например, во Франции из-за массовых потоков мигрантов-мусульман и их лобби, но там крупнейшая в ЕС еврейская община, а в Литве евреев в принципе почти нет, но что это меняет? Ведь, руководствуясь старой "доброй" мудростью: если в кране нет воды – ее выпили…
Большой брат наблюдает
Важно подчеркнуть, что последние события не остались незамеченными как "российской пропагандой", так и ближайшими "друзьями и партнерами" в лице США: мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс осмелился снять табличку в честь Норейки и предать забвению название столичной аллеи, носящую имя Шкирпы.
Накануне реакция относительно роста антисемитизма и чествования национальных героев, запятнавших себя участием в Холокосте, последовала со стороны американского МИД. Спецпосланник Госдепа по вопросам Холокоста Черри Дэниэлс осудила почитание пособников гитлеризма и повинных в массовых убийствах.
"У каждой страны есть свои темные моменты, и когда ты сталкиваешься с тяжелыми проблемами прошлого, важно объективно рассмотреть действия исторических фигур, чтобы определить, какое влияние оказали их действия – как положительные, так и отрицательные. К заключениям Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве (выводы последней, например, ясно говорят о причастности Норейки к Холокосту – прим. автора) следует отнестись серьезно.Почитание тех, чьи действия привели непосредственно к преследованиям и убийствам тысяч ни в чем не повинных людей во время Холокоста, порождает раскол, позволяющий распространять дезинформацию. Это пропагандирует антисемитизм и подрывает международную репутацию Литвы. Даже больше, это лишает чести сразу всех подлинных героев, которые действительно являют собой пример смелости духа", – написала она на своей официальной странице в Twitter.
Кстати, чуть позже на ее комментарий отреагировал и действующий посол Израиля в Литве Йосси Леви, заявив, что он всесторонне поддерживает свою коллегу, а властям Литвы, по его словам, необходимо напомнить об истинных героях – тех, "кто рисковал своими жизнями и спасал евреев от смерти в ужасные годы Холокоста".
Преступные расхождения
Напомним, что решение мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса демонтировать памятную доску в честь одного из лидеров литовского антисоветского подполья Йонаса Норейки, известного также как "генерал Буря", вызвало широкий общественный резонанс.
Сторонники градоначальника и Еврейская община Литвы (ЕОЛ) приветствовали такой шаг, подчеркивая, что партизан Норейка запятнал себя участием в Холокосте. Противники этой инициативы в лице националистов и крайне правых настаивают, что обвинения в адрес "национального героя" не выдерживают никакой критики, Шимашюса же они требуют предать суду.
У историков нет единого мнения по Норейке, но, как правило, чаша весов в этом вопросе на стороне националистов, которые ссылаются на официальные оценки Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ), где говорится о том, что Йонас Норейка как бы не причастен к Холокосту. То есть "непричастность" эта как таковая заключается в том, что сам он не стрелял, лично не убивал, а лишь подписывал документы о создании гетто, передавал приказы, но это исключительно из-за того, что он якобы был заложником ситуации, мол, занимая пост начальника Шяуляйского округа, он не мог противиться немцам. Логика, как говорится, железная.
Кто же на самом деле героический борец за свободу Литвы Йонас Норейка? Во-первых, человек, который еще задолго до войны написал откровенно антисемитскую книжку. Во-вторых, участник пронацистского Литовского фронта активистов.
В-третьих, человек, безусловно, патриотичный, который боролся за независимую Литву, хотел видеть ее свободной, правда, по-своему понимал эту свободу – свободную от нечистокровных, видимо, тоже.
Вот как о нем отзывается в недавнем интервью глава Шяуляйской еврейской общины Саня Кербелис: "Мой ответ однозначен. [Норейка] – это человек, пославший евреев в гетто в Жагаре, то есть он отправил их на верную смерть. Даже если у него в какой-то отдельный временной промежуток и были заслуги перед Литвой, за независимость которой он, как принято считать, даже не то, что боролся, а правильнее было бы сказать – сопротивлялся и "советам", и немцам, – это не дает нам никакого права называть его героем.
Если отдельные политики и государство в целом продолжат отстаивать его "героизм", то справедливо задать прямой вопрос – готовы ли власти признать, что избавление от евреев – это неотъемлемая часть борьбы за независимость Литвы? Если готовы, тогда вопросов больше не будет.
В конце концов, давайте называть вещи своими именами и разберемся с терминами. Для того чтобы быть участником Холокоста, то есть массового истребления, совсем необязательно быть убийцей, который жмет на спусковой крючок или забивает людей другим оружием. Тот, кто создавал условия для этих убийств, тот, кто не препятствовал этим злодеяниям, несет не меньшую, а порой еще большую ответственность... Норейка как раз из них. Странно, что нам в Литве приходится говорить о таких, казалось бы, очевидных вещах.
Напомню, что Гитлер и Эйхман тоже никого лично не убивали. Сегодня мы зациклились на Норейке, но он далеко не единственный – был и Норейка, и Шкирпа, и Импулявичюс, и Крикштапонис. Последний, кстати, лично убивал сотни людей, при этом у нас в стране до сих пор в честь него названы улицы, а в Укмярге стоит памятный камень и пока никто не собирается его убирать", – говорил он газете-еженедельнику "Экспресс-Неделя".