7 ноября (25 октября по старому стилю) православные поминают святых мучеников Мартирия и Маркиана.
Они жили в эпоху, когда процветала ересь ария (или арианство) и на канонических христиан устраивались гонения как арианами, так и язычниками. Вплоть до VI века именно арианство сначала в Римской империи, а затем и в германских государствах считалось государственной версией христианства. Последователи его, в отличие от истинных христиан, утверждали начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом.
Император Констанций также впал в ересь и приблизил к себе двух сановников – ариан Евсевия и Филиппа. Они ревностно преследовали православных и причиняли зло Церкви Христовой.
Среди ревнителей веры Христовой были Маркиан и Мартирий, которые своим учением и писаниями украшали Церковь Божию и служили один чтецом, другой – иподьяконом при изгнанном патриархе Константинопольском Павле Исповеднике.
Сначала ариане пытались лестью и хитростью обратить в свою ересь Маркиана и Мартирия – они предлагали им золото, обещали им великие милости от императора, высокие посты и богатые имения. Но божьи угодники презрели все блага, которые обещали им еретики, после чего подверглись поношениям и мучениям.
Еретики, видя, что ничем не могут склонить святых исповедников к своему зловерию, осудили их на смерть, которой святые желали ради Христа больше самой жизни.
На Руси этот день называли "Мартирий", "Дедовские плачи".
Наши предки считали, что в этот день плачет даже природа – дождем или снегом. Полагалось вспомнить и пожалеть всех сирых, убогих, несчастных и обиженных.
В этот день была традиция поминать родственников – люди навещали родственником на кладбище и устраивали поминки дома, оплакивая их. Одним из проявлений любви и памяти к усопшему было содержание в чистоте и порядке его могилы, поскольку она считалась место будущего воскресения.
На кладбище, кроме уборки могилы, родственники зажигали церковную свечу, молились об умершем, читали акафист об упокоении души и в тишине и молчании вспоминали его. Также усопшим приносили пищу (яйца или брагу), чтобы предки помогли хорошему урожаю и благополучию семьи. Самим есть или пить, особенно алкогольные напитки, на кладбище запрещалось.
В некоторых областях следовало при поминании усопших ходить к реке или на поле с иконами и просить о хорошем урожае. По поверьям, умершие после сорокового дня с момента кончины могли существенно влиять на жизнь своих родных и всей деревни.
На Руси существовали в этот день и традиции, связанные с торговлей. Торгующие зерном с 7 ноября не должны были переезжать с места на место. Считалось, что если они нарушат это правило, им не будет удачи в продаже остатков хлеба.
Что касается погоды, то в старину верили, что в Дедовские плачи и дождь плачет. Если звезды на небе светят тускло, то день будет холодным и ненастным. А вот если выпало много снега, то в следующем году стоит ожидать хороший урожай с полей.