ВИЛЬНЮС, 5 ноя – Sputnik. Члены партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) Арвидас Анушаускас и Айсте Гедвилине призвали концерн Orlen Lietuva ответить на вопросы, интересующие общественность.
Члены фракции консерваторов призвали руководителя Orlen Lietuva Михаила Рудницкого ответить, почему и когда было принято решение выделить финансовую помощь баскетбольным клубам — вильнюсскому Rytas, паневежскому Lietkabelis, а также Региональной баскетбольной лиге.
Они также спросили, обращался ли премьер-министр Саулюс Сквернялис или его советники за поддержкой и поступали ли такие запросы от предпринимателей Дарюса Гуделиса или Томаса Пачесаса.
Кроме того, консерваторы поинтересовались, правда ли что с 2011 года группа Orlen Lietuva самовольно не платит налог на услуги общественного интереса (PSO) и уже накопила долг в размере около 12 миллионов евро, который каждый год оплачивают потребители электроэнергии.
Анушаускас подчеркнул, что инвестиции нужно поддерживать, но не за счет своих граждан.
"После падения цен на нефть и перемещения важных подразделений в Польшу прибыль Orlen Lietuva была достаточно высокой. Безусловно, было из чего платить налог на услуги общественных интересов в электроэнергетическом секторе, предназначенный для удовлетворения общественных интересов. А вот переговоры о поддержке баскетбольных клубов начинают напоминать деятельность "для решения дел" закрытых охотничьих кружков", — заявил он.
Члены Сейма также интересуются финансовой выгодой, которую компания могла бы получать каждый год благодаря министру энергетики Жигимантасу Вайчюнасу, который предложил скидку на налог PSO.
Ранее в литовских СМИ рассказали о непрозрачных договоренностях между людьми, приближенными к премьеру Сквернялису, и польским концерном Orlen по финансированию спортивных клубов в обмен на снижение тарифов по перевозке продукции нефтяной компании Orlen Lietuva по литовским железным дорогам.
В материале-расследовании указываются и клубы, на которые пала тень "подозрений". Это вильнюсский Rytas, паневежский Lietkabelis, а также Региональная баскетбольная лига, которую курируют "люди Сквернялиса".
Компания Orlen Lietuva, которая управляет нефтеперерабатывающим заводом в Мажейкяе, является крупнейшим клиентом ЛЖД — за год транспортируется около девяти миллионов тонн грузов.
В прошлом году Еврокомиссия оштрафовала Литву на сумму около 28 миллионов евро за разобранный в 2008-м участок дороги Мажейкяй — Реньге. ЕК после жалоб со стороны Латвии и польской компании Orlen провела расследование, по итогам которого обвинила балтийскую республику в нарушении принципов конкуренции.