Сегодня "единство" трех государств Балтии лишь в одном — в противостоянии России. В остальном каждый тянет куцее одеяло европейского благоденствия на себя.
В ближайшую пятницу, 23 августа, вся прогрессивная прибалтийская общественность отметит знаменательную дату — 30-летие акции "Балтийский путь", внесенной ЮНЕСКО в анналы истории как "феномен ненасильственного сопротивления". С тех пор "мирные акции протеста" стали одним из главных инструментов свержения неугодной власти по всему миру. С помощью "мирных протестов" агрессивные меньшинства пытаются взять рычаги управления пассивным аполитичным большинством — как пастухи управляют огромным стадом.
И если 30 лет назад для народов Прибалтики нашли объединительную идею — выход из СССР, то сегодня эта идея трансформировалась в противостояние России. Русофобия — единственное, что хоть как-то связывает не только три страны Балтии, но и все постсоветские государства Европы. В остальном каждый тянет одеяло на себя.
Своя рубашка ближе к телу
Яркий пример такого "неединства" — торговые войны. Вот Латвия и Эстония в последние месяцы ведут открытую конфронтацию в борьбе за пополнение бюджета алкогольными деньгами. Снижают НДС и акцизы, чтобы в приграничных районах торговать более дешевым спиртными напитками, чем у соседей.
Тем же латвийцам и эстонцам глубоко плевать на истерику Литвы в отношении Белорусской АЭС. Вильнюс на законодательном уровне отказался от закупки дешевой электроэнергии, которая будет поступать с Островецкой атомной станции уже в начале следующего года. А в Риге уже заявили, что фобии литовцев — их личное дело. Латвия готова покупать белорусскую электроэнергию с АЭС и продавать ее… тем же литовцам. Вслед за латвийцами и Таллин становится в очередь за дешевой электроэнергией. А вы, литовцы, обогревайтесь газом из своего дорогущего терминала СПГ Independence. Когда его строили, спросили доброго совета у соседей? Думали, что Латвия и Эстония вам помогут содержать этот огромный терминал?
В Риге помнят и о разобранной железнодорожной ветке из литовского Мажейкяя до латвийской Реньге, по которой Латвия могла получать более дешевое топливо с нефтеперерабатывающего завода Orlen Lietuva.
Да много чего еще произошло за минувшие 30 лет в "добрососедских" отношениях между Вильнюсом, Ригой и Таллином.
Русские идут!
Единственное, что еще сплачивает народы Прибалтики, — оголтелая русофобия. Одни и те же истеричные вопли о "советской оккупации" и требования эфемерных многомиллиардных компенсаций, утвержденные на законодательном уровне. Одни и те же крики по-литовски, по-латышски и по-эстонски: "Русские идут!"
Членство в НАТО и два процента ВВП на оборону — вот где балтийское единство нерушимо. В этом литовцы, латвийцы и эстонцы даже готовы поступиться своей гордостью, когда президент США Дональд Трамп принимает в Овальном кабинете сразу трех президентов Балтии, а не каждого в отдельности.
Литва, Латвия и Эстония ради противостояния России даже готовы пожертвовать частью суверенитета. Готовы отдать собственную территорию для размещения американских ракет. Готовы кормить солдат НАТО, отбирая кусок хлеба у сограждан. Даже готовы прощать тем же натовским солдатам бесчинства и преступления на своей территории. И все ради защиты от России, которая, кстати, и не думает нападать. У России хватает собственных дел и проблем.
Послесловие
Тридцать лет назад в живую цепочку, соединившую три столицы — Вильнюс, Ригу и Таллин, встали почти два миллиона жителей советских республик Прибалтики. Сколько их будет в ближайшую пятницу? Организаторы скромно заявляют, что надеются собрать около десяти тысяч человек. Понятно, что такого количества активистов хватит максимум для того, чтобы соорудить живые цепочки на границах между Литвой, Латвией и Эстонией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.