Президент Литвы Гитанас Науседа доволен, что в Литве не только он говорит о "государстве всеобщего благосостояния". Не только он, находящийся над партиями, но и сами партии. И слева, и справа. Даже либералы. Правда, никто четко так и не сказал, что же это такое, "государство всеобщего благосостояния".
Даже министр финансов Вилюс Шапока не знает. За незнание он получил замечание от Его Превосходительства. Президент написал замечание ему в дневник. Что ж, кто знает, появится ли министр в следующем правительстве после выборов в Сейм в 2020 году.
Министр финансов, комментируя предложения Науседы в следующем году увеличить расходы на социальное обеспечение на 100 миллионов евро, заговорил о необходимости снять розовые очки. Шапока предлагает формировать бюджет на 2020 год, не повышая общественных ожиданий сверх того, на что способно государство.
Когда министр финансов Вилюс Шапока предложил президенту Гитанасу Науседе снять розовые очки перед тем, как предлагать налоговые изменения, последний заявил, что министр вообще не понимает, что такое "государство всеобщего благосостояния". А это такое государство, где каждый, по крайней мере, материально чувствует себя хорошо. Или где терпимо жить хотя бы на бытовом уровне: есть что поесть, во что одеться и крыша над головой.
Кстати, об одежде. Помните "универмаги Ландсбергиса", когда несколько десятилетий назад на городских площадях активно шла торговля поношенной одеждой? Тогда соотечественники окрестили эти торговые площадки " универмагами Ландсбергиса", где одни бедняки продавали другим за гроши поношенную одежонку или предметы домашнего обихода. Теперь Литва является членом Европейского союза и НАТО. Теперь все намного ярче и современнее. Теперь поношенная одежда упакована по-другому и продается иначе. Секонд-хенды продолжают процветать и в Литве, и за рубежом, и даже глобальные компании неожиданно вошли в этот бизнес.
Кроме того, все чаще поношенную одежду в интернете перепродают сами жители, а в некоторых странах хорошо развит прокат такой одежды. Например, Центральное статистическое управление Польши утверждает, что количество секонд-хендов в стране продолжает расти и уже превысило тридцать тысяч. Годовой оборот таких магазинов достиг шести миллиардов злотых (1,37 миллиарда евро) и их посещают 55 процентов населения, из которых 42 процента делают это регулярно.
Предполагается, что вскоре в Варшаве и других западных столицах появится новый тип магазинов одежды секонд-хенд. Например, этим летом в Берлине, в торговом центре Alexa открылся секонд-хенд Zircle, основанный онлайн-гигантом Zalando. Там все вещи стоят по три, пять и семь евро.
Не секрет, что многие соотечественники отправляются за покупками в Польшу. Люди умеют считать, и если им это выгодно, а правительство ничего не делает, чтобы сохранить деньги в Литве и пополнить национальный бюджет, то остается только пожелать им счастливого пути. Надеяться не приходится, что когда-нибудь аппетиты наших торговых сетей поубавятся и они вспомнят, что мы как будто бы уже прошли начальный этап дикого капитализма и что в растущих "святилищах" XXI века уже не положено грабить. Теперь поедем за добром не только в магазины польской Biedronka, но и в новые секонд-хенды в Сувалках, Варшаве, Берлине…
Не во все места приходится ехать, в некоторые нужно ходить пешком. Короли и президенты в это место ходят пешком. Однако не везде это место с удобствами. В Литве тысячи таких неудобных мест. И Литву за это может наказать Европейская комиссия (ЕК).
ЕК выдвинула Литве ультиматум по поводу отказа от уличных туалетов и развития централизованной канализации. Стране грозят миллионные санкции за уличные туалеты, но тощие кошельки жителей страны не позволяют им выполнять обязательства.
Гражданам, которые игнорируют предупреждение об уличном туалете, грозит штраф в размере от 70 до 100 евро. Интересно, с какими мыслями о "государстве всеобщего благосостояния" заседает такой наказанный житель литовского государства в своем запретном туалете?
Давайте возвысимся над туалетами. На ментальный уровень. До высот горы Тауро, где строится Дом нации, хотя там все еще стоят… руины Дворца профсоюзов. А давайте еще выше, на столичную гору Шешкинес, где все еще стоят… руины фундамента национального стадиона. Эти материальные руины символизируют и ментальные? На каком фундаменте мы строим "государство всеобщего благосостояния"?
Президент Науседа еще не забыл своих предвыборных обещаний — предлагает включить в повестку осенней сессии Сейма поправки в закон о прибыли, подоходном налоге и акцизах, которые должны увеличить бюджет. Дополнительные средства будут направлены на сокращение бедности, неравенства доходов и социальной изоляции. Может быть, даже найдутся деньги на Дом нации и завершение строительства национального стадиона.
Президент хочет изменить политическую повестку страны, которая во многом держится на интригах. Налоговая реформа, предложенная Науседой, несомненно, столкнется с огромным сопротивлением. Возможно, это поспособствует возникновению общественных дискуссий. И давайте надеяться, что это повлияет на склад ума людей. В случае провала Науседы "государство всеобщего благосостояния" превратится в "государство еще большей печали". Особенно если смотреть на него из туалета без удобств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.