Конец года неумолимо приближается. На декабрь 2019-го назначен запуск первого энергоблока Островецкой АЭС. А на июнь 2020-го — второго. Энергетики и экономисты соседней Латвии уже закладывают в проекты бюджета дивиденды, которые получат от покупки у соседей дешевой электроэнергии. А литовские энергетики кусают локти и тихо так плачут на кухне. Не дай бог всевидящий и всеслышащий ДГБ (Департамент государственной безопасности) услышит этот плач! Сразу пригвоздят к позорному столбу как изменников Родины!
Сказать что-то положительное в адрес БелАЭС в сегодняшней Литве — страшное преступление. Все, от рядового чиновника до премьера и президента, должны вместо молитвы утром и вечером произносить мантры об опасности "второго Чернобыля" у самых границ Литвы. К этому обязывает и закон, принятый парламентом. Он так и называется — закон "О необходимых мерах против угроз небезопасных АЭС третьих стран" (Law on Necessary Measures against the Threats Posed by Unsafe Nuclear Power Plants in Third Countries).
И если Островецкую АЭС духовный лидер правых Литвы Витаутас Ландсбергис называет не иначе, как атомной бомбой, заложенной "Росатомом" у границы с ЕС, то вышеупомянутый закон — это атомная бомба под экономику Литвы. И заложили ее самые патриотичные патриоты — консерваторы и социал-демократы, поочередно правившие Литвой с 1991 по 2016 годы.
Успели еще и огромный ТСПГ Independence повесить на шею литовскому народу. Хотели еще и новую атомную станцию взамен закрытой Игналинской АЭС начать строить. Но народ грозно на референдуме сказал: "Хватит издеваться! Нет новым непосильным расходам на энергетические аферы политиканов! Мы еще скандальную продажу американцам нефтеконцерна Mažeikių nafta прекрасно помним!"
Короче, пока латвийцы подсчитывают будущие барыши от Островецкой АЭС, может, и Литве пора включить заднюю скорость и выбраться из энергетического тупика? К примеру, взять и просто отменить закон, связывающий экономику Литвы по рукам и ногам.
"Мы должны критически пересмотреть сделанное и свою риторику, которая была. Если мы говорили, что не будем впускать электроэнергию (Островецкой АЭС. — Sputnik), и это формулировалось как нарратив, что через другие сети также не попадет, то сейчас достигнуты эти цели или мы этого не сделали? Это не поиск виновных", — робко предложил председатель Комиссии Сейма по энергетике и устойчивому развитию Виргилиюс Подярис.
Подярис заявил, что Сейму и Министерству энергетики надо бы провести юридический анализ закона. Логично? Да. Но, как в конце концов оказалось, собрание в Сейме было не ради поиска экономически выгодного решения, а для того, чтобы еще плотнее закрыть энергетическую границу Литвы. А если понадобится, то и усилить давление на непослушных соседей-латвийцев по дипломатическим каналам, найти весомые аргументы, чтобы склонить на свою сторону и брюссельских чиновников.
"Нельзя поехать в Брюссель и заявить: мы так решили и нам так нужно. Ведь и сейчас мы торгуем с востоком. Нужно понимать, что глазами Брюсселя, насколько я понимаю, это не только Островец, это торговля с третьими странами — Россией, Белоруссией и другими. И здесь нужно доказать, что наше желание не впускать электроэнергию из третьих стран обосновано", — сказал Подярис.
Страх у литовцев вызывает то, что электроэнергия через Латвию попадет в электросети Литвы по спотовым контрактам, заключенным как раз уже на европейской бирже Nord Pool Spot.
"Если российский портфель электроэнергии попадает в торговлю Хельсинки — Таллин — Рига, а мы четко знаем, что в этом портфеле есть и белорусское электричество, то позволяет ли наш закон нашей бирже торговать с этими биржами? Ведь по правилам Nord Pool электроэнергия попадает к нам автоматически анонимно. Я предлагаю провести юридический анализ, чтобы мы не выстрелили себе в ногу или в голову", — цитируют обеспокоенного Виргилиюса Подяриса литовские СМИ.
Вот здесь-то, по мнению депутатов, и надо пресечь проникновение в Литву электрических зарядов-диверсантов, выращенных в ядерных реакторах Островецкой АЭС. А принятый ранее закон надо не отменять, а еще больше ужесточить. Советник президента Томас Лукошявичюс, присутствовавший на совещании в Сейме, уже пообещал депутатам, что Гитанас Науседа готов внести соответствующие поправки в закон, ужесточающие импорт электроэнергии из третьих стран. А литовским физикам, видимо, будет дано задание — разработать механизм для распознавания в проводах электрических зарядов, произведенных на Белорусской АЭС.
Резюме. Получается, что заседание в Сейме, анонсированное как поиск выхода из тупиковой ситуации с позицией по Островецкой АЭС, превратилось в поиск решения, как эту ситуацию еще больше усугубить — потуже затянуть энергетическую петлю на литовской экономике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.