Хотя это было сделано без официального разрешения и после того, как по решению мэра города Ремигиюса Шимашюса сняли предыдущую доску, похоже, никто пока не планирует снимать новую.
Реакция политической элиты
После митинга новый президент Гитанас Науседа даже осудил вышеупомянутые действия Шимашюса, тем самым фактически поддержав вывешивание новой доски. Между тем неодобрение еврейской общины Литвы, похоже, не имеет пока большого практического веса. Как и опасения министра иностранных дел Линаса Линкявичюса, что терпимость к таким акциям подорвет международный имидж Литвы в глазах как Израиля, так и США…
Правда, опасения Линкявичюса кажутся вполне обоснованными — потому что евреям (Израиль является их титульным государством и оказывает значительное влияние и на политическую, и на экономическую жизнь Соединенных Штатов) не должно нравиться восхваление участников Холокоста.
Впрочем, позиции Линкявичюса и Шимашюса четко иллюстрируют разногласия в правящих кругах Литвы по этому вопросу, отражая гораздо более глубокий разрыв между консервативно настроенными литовскими правыми националистами и более космополитичными западными либералами.
Мы уже говорили об этом идеологическом разделении литовской элиты и его политическом значении в предыдущих статьях. Как и о том, какая историческая реальность окружает личность Йонаса Норейки и какая оценка его биографии существует в контексте патологического антисоветизма и пропитанного русофобией общественного пространства современной Литвы. Поэтому эти вопросы мы не будем снова затрагивать.
Кто и почему повесил доску?
Лучше давайте выясним, кто и почему повесил новую доску Норейке. Вопрос интересный, потому что этого не сделали ни представители власти, ни "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ). То есть не представители "традиционных" сил. Напротив, за этой кампанией стоит пестрая толпа различных групп и движений — начиная с членов "Национального форума" и Pro Patria, которые сплачиваются вокруг профессора Вильнюсского университета Витаутаса Раджвиласа, и заканчивая народниками и компанией Арвидаса Юозайтиса.
Главный объединяющий мотив всех этих группировок — национализм, который, по сути, соответствует возникающему сегодня в Европе явлению так называемых крайне правых. Они подчеркивают свою национальную чистоту и некоторые абстрактные "традиционные" ценности и считают Норейку и подобных ему деятелей самыми настоящими героями Литвы.
Культ таких "героев", наряду с неотделимой от него антикоммунистической мифологией, они стремятся прочно закрепить на государственном уровне как так называемую историческую политику. В этом они следуют примеру соседней Польши, где правят подобные силы (где запрещены исторические дебаты и завершается разрушение последних политически "неудобных" памятников времен социализма).
Аналогичным образом они пропагандируют собственную идеологию, тем самым готовясь к предстоящим выборам. Например, фактически одним из главных организаторов вышеупомянутой кампании является партия, созданная в ответ на либерализацию СО-ХДЛ, во главе с последователями Раджвиласа (Pro patria и другие), в чье руководство входит и бывший консерватор Римантас Йонас Дагис.
Кстати, здесь нет единого фронта, поскольку на выборах 2019 года националисты не смогли прийти к соглашению. Конфликт между Юозайтисом (с "Литва здесь" и народниками) и группами Раджвиласа, спровоцированный конкуренцией и личным тщеславием, все еще ощущается, и некоторая напряженность все-таки сохраняется, даже когда они сплотились для общего дела.
Среди "патриотов" — и неонацисты
Хотя литовские националисты стараются избегать открытых связей с нацизмом, среди защитников Норейки есть и настоящие неонацисты. В частности, небольшое объединение под названием "Направление". Его инициаторы, теперь распространяющие свои идеи под довольно эксцентричной вывеской "этнофутуризма", ранее участвовали в проекте "Щит", откровенно восхвалявшем Гитлера. Изменилась форма, а идеология — осталась.
Хотя "Направление" не представляет всех националистов, оно является неотъемлемой частью общего спектра, который характеризуется различными формами неофашистской идеологии. Среди этих форм есть и более "экстремальные", и "более респектабельные", как, например, вышеупомянутая группа Раджвиласа, которая не один год действует среди студентов Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета.
Значение акции
Однако утверждать, что следом в Литве может подняться настоящая волна неофашизма, было бы необоснованно. Пока, особенно это видно по результатам предыдущих выборов, присоединившиеся к упомянутой акции движения ("Литва здесь" Юозайтиса и избирательный комитет Раджвиласа) не получили большой поддержки. Похоже, их влияние, даже если и усиливается, остается незначительным и неспособным изменить либеральный политический статус-кво.
С другой стороны, нельзя забывать, что означает подъем таких сил в данных обстоятельствах. Особенно когда им не хватает необходимого противовеса. Например, как на Украине, когда во время Майдана и после него происходила расправа над безоружными людьми со стороны самых настоящих фашистских банд. Поэтому к таким процессам, как и к другим, происходящим в тихом болоте литовской политики, следует относиться бдительно. Иначе может быть уже поздно…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.