Крупные технологические компании Google или Facebook не раз называли и носителями демократии, и ее губителями. Социальные сети были движущей силой "арабской весны" в Тунисе, Египте, Йемене и Ливии. Референдум по Brexit, выборы в США или Франции показали отрицательную сторону технологий, посеяли разумный скептицизм и подняли вопрос: насколько технологии обогащают, а насколько угрожают демократическим процессам?
Однако вопрос можно сформулировать иначе: у кого есть монополия на демократию? И на интернет? В век глобализации и социальных сетей…
Литве, имеющей сильную вертикальную бюрократическую структуру, все труднее контролировать социальные СМИ, горизонтальные социальные сети. В Facebook, Instagram, Twitter аудитория спонтанно организуется, публикует, комментирует, отвечает. Эти социальные сети выходят за границы времени и пространства Литвы и других стран. Они распространяют свою власть на все слои общества, делая централизованный государственный контроль в Литве неэффективным и даже бессмысленным. Государству остаются принудительные меры.
Хотя бы одной социальной сетью за последние три месяца воспользовались 77 процентов жителей Литвы, а среди поколения Z таких пользователей 99 процентов, свидетельствует последнее исследование компании Kantar Digital. Facebook продолжает оставаться самым популярным среди людей всех возрастов, а среди молодежи растет популярность Twitter.
В Facebook сидят семь из каждых десяти жителей Литвы. Социальные сети — это, по сути, горизонтальная динамика. Потребность людей в социальной связи является мощной, неуправляемой и необходимой для решения своих вопросов. Но сможешь ли ты решить вопросы "правильно"? Не подвергнешься ли внушению? Страх потерять контроль сильнее "лелеяния" демократических ценностей.
В июле Вильнюсский окружной административный суд утвердил решение Литовской комиссии по радио и телевидению (ЛКРТВ) заблокировать литовский портал российского агентства Sputnik якобы за нарушение авторских прав. Затем на некоторое время литовские интернет-провайдеры заблокировали доменное имя https://sputniknews.lt/.
Публично было подчеркнуто, что это решение не связано с отношением к Sputnik. Хотя в прошлом году литовская разведка также публично заявила, что этот портал является "одним из инструментов России для проведения информационной политики в стране".
Возникает естественный вопрос: Sputnik был заблокирован из-за "нарушения" авторских прав или потому, что он "один из инструментов России для проведения информационной политики в стране"? Другими словами, Sputnik является тем источником знаний, который говорит то, о чем другие молчат. Поэтому была сделана попытка заставить его замолчать.
Но возможно ли ограничить доступ к источникам информации и к самой информации во времена информационных технологий и социальных сетей?
Авторские права нужно уважать и защищать. Авторы должны получать справедливое вознаграждение за свою работу. Это неоспоримо.
Бежали от волка — залезли на медведя. Так можно описать ситуацию между ассоциацией по защите авторских прав LATGA и популярной платформой для обмена файлами Linkomanija.
В июле Верховный суд Литвы обязал интернет-провайдеров ограничить своим клиентам доступ к файлообменнику Linkomanija.net. Они это и сделали. Еще раньше администрация Linkomanija опубликовала инструкцию о том, как эти запреты обойти. Эта инструкция также активно распространялась в соцсетях. Таким образом, несмотря на официальный запрет, желающие могут и дальше пользоваться Linkomanija.
Еще зимой, после первого официального запрета, количество посетителей Linkomanija резко возросло: если до блокировки сайт посещали около 45 тысяч уникальных пользователей в сутки, то после блокировки это число увеличилось до 75 тысяч, а затем сократилось до 60-65 тысяч.
Председатель Литовской комиссии по радио и телевидению Мантас Мартишюс в конце июня этого года заявил, что Google не видит технических возможностей для ограничения доступа к запрещенным в Литве сайтам, в том числе к Linkomanija.net.
Такую позицию представители Google из США озвучили на майской встрече с ЛКРТВ в Вильнюсе. Тогда представители комиссии и интернет-компании обсудили вопрос ограничения доступа к информации через DNS-сервер Google, чтобы затруднить обход и повысить эффективность реализации решений ЛКРТВ о блокировке веб-сайтов.
Мировой Google оказался более демократичным, чем наш провинциальный ЛКРТВ.
Портал Sputniknews.lt был заблокирован только на территории Литвы. Чтобы не дай бог на территории Литвы ты не подвергался внушению. А как насчет Великобритании, Норвегии, Германии, остального мира? Руки коротки. Ведь там живут, работают, учатся и воспитывают детей эмигранты из Литвы. И они наверняка общаются со своими родственниками в Литве. В том числе через социальные сети. Общаются без вертикальной поддержки литовских властей.
Сегодня доминирует быстро потребляемый, динамичный, меняющийся контент. Самая актуальная информация — это не глобальные новости, а то, что важно для меня, — друзья, родственники, известные люди, которые мне импонируют.
Молодое поколение находит интересующую его информацию и читает новостные порталы, только когда кто-то из их знакомых делится соответствующей ссылкой в соцсетях. Или когда что-то рекламируется как "запрещенное".
Еще ни одной власти ни под каким предлогом, даже под предлогом "укрепления демократии", не удалось ограничить этот виртуальный горизонт общения, поток информации. Тем более запретить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.