Мемориальная доска Йонасу Норейке (Генералу Ветра) была снята со стены библиотеки имени Врублевских (библиотеки Академии наук) в Старом городе по решению мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса ранним утром почти две недели назад. Но страсти кипят до сих пор.
Отреагировал и президент Гитанас Науседа. Согласно пресс-релизу, выпущенному президентурой, решения городского самоуправления Вильнюса вызвали общественный резонанс и показали, что историческая память должна быть не вопросом, решаемым каким-либо городом или муниципалитетом, а определением, принятым на национальном уровне.
Для решения этой проблемы президент предложил учреждениям и специалистам принять участие в дискуссиях, которые положат начало формированию принципов и положений политики национальной памяти, которыми должны руководствоваться лица, ответственные за принятие решений об увековечивании исторических событий.
Таким образом, будут сформулированы принципы политики национальной памяти и регламент, которого должны придерживаться те, кто решает вопросы исторической памяти.
"Пока будут разрабатываться такие принципы, я призываю ввести мораторий на стирание исторической памяти", — сказал президент Науседа.
Однако все равно что-то удалять из памяти мы будем. В будущем. Или не будем? Сейчас действует мораторий. Временно.
Но временный мораторий на историческую память приемлем не для всех. Странное и само значение этого словосочетания — мораторий на память.
Вот президиум "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ) называет снятие таблички Йонасу Норейке провокацией, призывает вернуть ее на стену библиотеки и даже предлагает ее выкупить.
В позиции, принятой президиумом консерваторов в прошлую пятницу, говорится, что "СО-ХДЛ не будет участвовать в провокации, которая не имеет ничего общего с настоящим и искренним исцелением исторических ран".
"В этом случае у нас есть единая позиция партии, это одобрение слов президента о моратории, но мы считаем, что мораторий можно реализовать, восстановив то, что было ранее, вернув памятную доску", — отметил Габриэлюс Ландсбергис.
В субботу в Ариогале на традиционной встрече "Союз политзаключенных и депортированных лиц Литвы" также принял резолюцию. В ней снятие мемориальной доски Норейке называется необоснованным, поскольку оно отменяет решение суда, в котором деятельность Норейки не признана пособничеством фашизму.
В резолюции также подчеркивается, что аллея в Вильнюсе была названа в честь Казиса Шкирпы за его известные заслуги в борьбе за независимость. "Он был одним из пионеров восстановления Литовской армии, в 1919 году он поднял триколор Литвы на горе Гедиминаса. Мы не согласны с тем, что аллея Шкирпы была поспешно переименована в аллею Триколора, потому что антисемитские тексты Шкирпы не доказывают его вину", — говорится в тексте резолюции.
Община литовских евреев не осталась в стороне и тоже распространила заявление. В нем выражена обеспокоенность тем, что "определенные литовские политические силы и политики, не имея каких-либо юридических или исторических оснований, публично и активно защищают лица, трагическая судьба которых не освобождает их от ответственности и действий, которые совершены ими во время Второй мировой войны и подпадают под определение геноцида Организации Объединенных Наций (подписанное Литовской Республикой) и определение международного антисемитизма (утвержденное правительством Литвы в прошлом году)".
Еврейская община Литвы предложила политической элите страны воздержаться от защиты тех, кто сотрудничал с оккупационными режимами. "Напоминаем, что такая публичная защита подрывает репутацию тех, кто это делает, и Литовской Республики. Обращаем внимание, что такие безответственные заявления, которые в публичной сфере высказывают политики, защищающие пособников оккупационных режимов, в целом граничат с отрицанием Холокоста", — подчеркивается в заявлении.
Президентура ответила, что будет стремиться стать "модератором" национального соглашения, а президент призвал политиков не ступать на это минное поле истории.
Но каково личное мнение президента о табличке Норейке? Он согласен с тем, чтобы ее не было, но не одобряет ее снятие? Или, возможно, доску следовало оставить? Поспорят и решат "профессионалы"?
Что означает "мораторий" на снятие или замену исторических символов? Как долго он продлится? Сколько будут идти дебаты экспертов? И только тогда, неизвестно когда, будут приняты какие-то меры?
Политика истории — дело серьезное. Сегодня политическими мерами пытаются акцентировать определенные события прошлого. Ради выполнения настоящих и будущих целей. Каких?
Вспоминая исторические события или восхваляя личностей, политики перевоспитывают общество, стремятся, чтобы определенные ценности, которые они считают важными, были наиболее выражены. Уничтожая или осуждая символы прошлого, акцентируемые другими политиками, они вместе с тем посылают сигнал общественности, что некоторые исторические повествования утратили свою актуальность для настоящего и будущего.
Другими словами, идет переписывание истории, которое влияет на литовскую идентичность. Скоро это может перейти на бытовой уровень выяснения межличностных отношений.
Очевидно, что сегодня на поле битвы встретились две модели литовской идентичности. Этот конфликт можно обозвать и упростить: это разборки "националистов" и "либерастов". Да простят мой жаргон читатели. Но мы же не можем предсказать, на каком жаргоне заговорят во время акции протеста "Защитим героев Литвы!", которая состоится у памятника королю Миндаугасу в Вильнюсе уже сегодня.
Должен ли мораторий распространяться на митинг "Защитим литовских героев!"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.