Зуокас потребовал Вильнюс вернуть частную коллекцию Йонаса Мекаса

© Sputnik / Владислав АдамовскийАртурас Зуокас, 6 декабря 2018 года
Артурас Зуокас, 6 декабря 2018 года - Sputnik Литва
По словам экс-главы города, коллекция Мекаса принадлежит фонду, поэтому распоряжаться ею муниципалитет не имеет права

ВИЛЬНЮС, 1 авг – Sputnik. Жена бывшего мэра Вильнюса Артураса Зуокаса нашла дома коллекцию известного американского и литовского кинорежиссера Йонаса Мекаса и отдала мэрии столицы. Об этом бывший градоначальник написал в Facebook.

Зуокас подчеркнул, что муниципалитет не может распоряжаться данными артефактами и обязан вернуть их владельцам.

"Шимашюс (мэр Вильнюса. — Sputnik) и директор администрации не проводят различий между муниципальным учреждением Вильнюса "Центр визуальных искусств имени Йонаса Мекаса" и частным фондом Йонаса Мекаса. Поэтому коробки с улицы Ужупио 30, в которых находятся те произведения искусства, книги и журналы о кино и его истории, принадлежат именно фонду Йонаса Мекаса. <…> Поэтому как можно скорее верните на место то, что вам не принадлежит. И поосторожнее", — написал Зуокас.

Бывший мэр также рассказал, что на коробках, в которых хранятся вещи, даже подписан адрес "Ужупио, 30, фонд Йонаса Мекаса". Кроме того, предназначались они для проекта Fluxus на проспекте Гедиминаса в Вильнюсе, где Зуокас планировал создать центр кино, снятого на пленке.

Регимантас Адомайтис в фильме Никто не хотел умирать - Sputnik Литва
Брат идет на брата: "Никто не хотел умирать" не дает Литве скрасить прошлое

"Упомянутые книги и артефакты не имеют ничего общего с коллекцией Fluxus, которую в 2007 году приобрел "Центр визуальных искусств имени Йонаса Мекаса", которая описана и хранится в муниципалитете. Которая была описана и проверена как минимум дважды той же администрацией Ремигиюса Шимашюса", — сказал бывший мэр.

Зуокас также отметил, что его жена Агне, с которой он сейчас разводится, устроила отличный fluxus-перформанс прямо в свой день рождения.

"И кладовку не пришлось самой очищать, это сделало Вильнюсское городское самоуправление. Жаль, что они, похоже, не поняли шутку fluxus", — иронизирует Зуокас.

Кинорежиссер Йонас Мекас умер в январе 2019 года. Он являлся одним из лидеров "нового американского кино", "крестным отец нью-йоркского киноавангарда", а также лауреатом Национальной премии Литвы в области литературы и искусства.

В 1970 году вместе со Стэном Брэкиджем выступил основателем нью-йоркской синематеки — Антологии архивного кино, крупнейшего хранилища экспериментальной кинопродукции. Дружил и сотрудничал с Сальвадором Дали, Энди Уорхоллом, Алленом Гинзбергом, Джорджем Мачьюнасом (Юргис Мачьюнас), Йозефом Бойсом, Джоном Ленноном, Йоко Оно, Нико.

© Photo : facebook / Jonas MekasЛитовский режиссер Йонас Мекас, архивное фото
Зуокас потребовал Вильнюс вернуть частную коллекцию Йонаса Мекаса - Sputnik Литва
Литовский режиссер Йонас Мекас, архивное фото

Мекас приобрел коллекцию Fluxus Мачьюнаса в 2007 году в рассрочку до 2011 года за сумму около 3,8 миллиона евро. Муниципалитет Вильнюса создал "Центр визуальных искусств имени Йонаса Мекаса" (JMVMC) для ее защиты и экспонирования. Одним из инициаторов и спонсоров центра был Артурас Зуокас.

Вильнюсский Национальный стадион, архивное фото - Sputnik Литва
Литва не смогла совладать с единственным национальным стадионом

У JMVMC были долги перед спонсорами, кроме того, центр испытывал давление со стороны политиков, поэтому большинство купленных экспонатов хранилось в коробках в Доме подписантов — подразделении Национального музея Литвы.

Небольшая часть приобретенной коллекции Fluxus демонстрировалась на нескольких выставках, и было обещано, что вся коллекция будет экспонироваться в музее Гуггенхайма в Вильнюсе, появление которого активно поддерживал Зуокас.

Fluxus — международное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 1960-х годов, значимое явление в искусстве второй половины XX столетия. Фестивали Fluxus проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и многих других городах Европы и Америки. В их основе была идея противостояния "академическому" и "коммерческому" искусству.

По внешним проявлениям Fluxus напоминает дадаизм. В нем используются такие формы, как ивент, хэппенинг, перформанс, деколлаж, инсталляция, различные уличные акции и представления, антитеатр.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский