Впервые его показали в День коронации Миндаугаса — в День государства — 6 июля. В этом, 2019 году.
Это "богохульство" взволновало и взбудоражило Facebook. В своих лентах друзья и недруги, не жалея эмоций, комментировали былые времена и друг другу вменяли в вину нынешние оценки.
Арвидас Анушаускас: "Что за 6 июля без "Никто не хотел умирать" по ЛРТ? "Не стрелять, пока не соберутся все четверо"… Только сейчас я понял, почему перед этим они показали "Четвертого президента" — ведь разные рассказы о нашей истории имеют право на существование? Например, "свои стреляли в своих…"
Член "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы" Арвидас Анушаускас резюмирует: "Неуважение ЛРТ к погибшим за свободу во время государственного праздника убило еще раз…"
Член "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы" Паулюс Саударгас также поделился впечатлениями: "Просыпаешься в Литве, где ЛРТ по случаю Дня коронации Миндаугаса проталкивает фильм "Никто не хотел умирать"… Ну такой, где партизаны (в фильме — бандиты) душат детей, а их командир, эдакий мерзавец, заводила местной деревенской дискотеки. Мучаемые сомнениями, суровые герои фильма вздыхают с облегчением (видимо, вместе со зрителями), сжигая этих бандитов (партизан) в конце".
Господин депутат актуализирует свои впечатления: "Между тем министра внутренних дел нам пропихнут томашевские, а министра иностранных дел — паксовцы. Коалиция будет жить дальше. Кто-то за кадром вздыхает с облегчением. Только не мы. Не МЫ".
Впечатлениями, репликами и комментариями делились не только члены Сейма. Не члены Сейма призывали принять меры — закрыть ЛРТ, всех разогнать. Прислушаются ли народные избранники к гласу народа? Вопрос времени.
Нериюс А.П. Чапас: "Я злился, когда колхозники лезли со своими пятью копейками к ЛРТ, но изменил свое мнение, теперь я думаю, что к ним не только с пятью копейками лезть нужно, эту контору необходимо закрыть, а всех, кто там находится, разогнать на расстояние пушечного выстрела. Вы меня простите, но по случаю Дня коронации Миндаугаса пускать в эфир псевдошедевр советского Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" о честных стрибах и мерзавцах бандитах — это больше, чем отсутствие здравого смысла! Зачем нам враги (кремлевская пропаганда), если есть такие друзья (ЛРТ)?!"
Позже Нериюс А.П. Чапас, капеллан дьякон Клайпедского экипажа Военно-морских сил, удалил этот пост из Facebook. Совесть проснулась?
Вряд ли когда-нибудь в будущем литовское общество сможет прийти к единому мнению по поводу этого фильма. "Никто не хотел умирать" еще долго будет обострять отношения между людьми, провоцировать риторику и усиливать желание не понимать, не признавать. И желание забыть.
Нравится нам этот фильм Витаутаса Жалакявичюса или нет, но плохим его может назвать только человек, не разбирающийся в языке кино, режиссуре, операторской работе и актерской игре. Или человек, который по политическим или иным причинам пытается принизить его достоинства.
Еще много десятилетий в Литве не будет такого режиссера и сценариста, каким был Витаутас Жалакявичюс. Живой легендой заслуженно стал литовский кинооператор Йонас Грицюс, снявший "Никто не хотел умирать".
Над фильмом также работал писатель Григорий Канович (Григорийс Кановичюс), который на протяжении многих лет был тесно связан с литовским кино.
Еще долгое время в наших фильмах не встретится и не сыграет такая команда актеров, какая встретилась в этом кино. В дополнение к живым киноактерам, таким как Юозас Будрайтис и Регимантас Адомайтис, достаточно упомянуть уже покинувших нас Бронюса Бабкаускаса и Донатаса Баниониса.
Это фильм, который своей ценностью и качеством превзошел как те, так и нынешние времена.
Так где же собака зарыта? Почему "Никто не хотел умирать" встречают с таким двойственным отношением любви и ненависти? Даже истерии. Потому что он не поддается четкой и однозначной оценке.
Отношения с недалеким прошлым являются величайшей травмой литовцев, источником экзистенциальной тревоги и убийственной двойственности. До сих пор.
Ведь в послевоенные годы были настоящие энтузиасты и идеалисты той системы. Не все были циниками и подлецами.
Война есть война. Мародерства и военные преступления были и среди "лесных братьев" — из них ни один и не два учувствовали в убийствах евреев. А в комсомол вступали одни преступники и коллаборационисты? Как определить праведников и грешников в мясорубке гражданской войны? Никто не ответит на этот вопрос. Только суд истории — будущие поколения и их критический взгляд.
Литовские евреи имеют право на собственное мнение о белоповязочниках и тех, кто руководил убийствами еврейских граждан Литвы или выпускал открыто дискриминационные и антисемитские законы.
Это цена войны — дети до конца будут защищать своих родителей и их репутацию, даже в ущерб правде. Такова и цена — жизнь в полуправде. Именно эту двойственность мы не переносим. Юстас Палецкис и Антанас Снечкус — для постсоветского сознания либо преступники, либо непризнанные герои нации. Но. Но точно такие же дилеммы возникают при оценке другой стороны.
И нам нужен четкий ответ. Такого ответа нет. Ответа мы не найдем и в фильме "Никто не хотел умирать".
Произошло "большое извинение". "Мы приносим извинения всем, кого оскорбил показ этого фильма 6 июля. Мы считаем, что решение телевизионного департамента было неуместным, в связи с чем ответственные лица должны будут понести ответственность", — сказал заместитель генерального директора ЛРТ Гитис Оганаускас.
Но и извинение не годится. Его недостаточно.
Арвидас Анушаускас: "Что ж, бурная дискуссия о трансляции "Никто не хотел умирать" в День государства добилась своего и вот сообщение от руководства ЛРТ: "Мы признаем, что показ фильма "Никто не хотел умирать" 6 июля был неуместным выбором".
Анушаускас продолжает: "Хотя некоторые участники дискуссии сворачивали в сторону вопроса "за такую ли Литву мы боролись", объясняли художественные качества фильма, но мой ответ таков — прекрасные актеры и хороший сценарий еще не означают позитивность нарратива фильма".
А что за нарратив у мистера Анушаускаса? "Проблемные вопросы, поднимаемые в фильме, и образы, созданные цензурой того времени, вряд ли перевешивают рассказ "свои стреляли в своих", — пишет консерватор, историк Арвидас Анушаускас. И сам себя резюмирует: "Невозможно узнать прошлое, если его бояться". Смело.
На извинения ЛРТ в своем Facebook ответил Сергей Канович, сын писателя, драматурга, переводчика, сценариста и режиссера Григория Кановича.
Сергей Канович: "История вообще является ошибкой? Витаутас Жалакявичюс, сын офицера армии Независимой Литвы, по-видимому, в 1965 году создал пропагандистский фильм. Для меня эти извинения, полнейшее непонимание фильма, извинения за "ошибку" эпохи, в которую был создан фильм, напоминают Китай или времена КПСС. Мы не понимаем, как мы убивали друг друга "во имя нее"? Одни убивали во имя одной, другие во имя другой. И не было другого способа показать, какая ужасная трагедия нас постигла. И Жала показал. И все, что мы можем сказать сегодня, с высоты 30-летней независимости, что Жала снял пропагандистский фильм и был предателем? Что показ этого фильма — предательство, ошибка и антипатриотизм?"
За что? И перед кем? Почему извиняются? Сергей Канович отвечает: "Потому что боимся. Непонятно чего. Но боимся. Нет другого фильма, который показывает, как брат пошел на брата. Идеологизировали все — культуру, историю, искусство. Прошлое не приукрасить. Ad absurdum. Это даже не область кинокритики. Это поле дико идеологизированной "культуры", промывающей мозги".
Сергей Канович риторически спрашивает: "Никто не хотел умирать". О названии подумали? О жертвах, сложенных на этом костре, подумали?"
И сам отвечает и резюмирует героическое празднование Дня коронации Миндаугаса 6 июля 2019 года: "Потому что прошлое не соответствует идеологической картинке, а людей считают простаками, потому что, посмотрев ТАКОЙ фильм в ТАКОЙ день, они ничего не поймут. Мы своих людей держим за полных ослов. Мы их не уважаем. А умирать никто не хотел… Какой ужас, когда кто-то там высоко считает, что мы не можем понять, что никто не хотел умирать. Извините за нашу историю. Сотрем, исправим, откорректируем, тогда представим".
"Надо было показать "Тадаса Блинду", — завершил Сергей Канович в своей ленте в Facebook. И дождался возражений.
Возможностью продемонстрировать патриотическую бдительность не упустил Тинта, то есть Аушрис Крищюнас — политический и общественный "деятель" из Каунаса, теле- и радиоведущий. Тот самый Аушрис Крищюнас, известный своим оригинальным танцем "Тинта". На этом его оригинальность закончилась. "Никто не хотел умирать" — это не "Тинту" танцевать.
Аушрис Крищюнас: "Канович выдал перл. Вот это признание, что "убивали". Оказывается, не только убитыми были. Бла-бла, как вафли лезут из вафельницы, когда слишком много дрожжей положишь в тесто. Вероятно, от жары, или просто уже подошли. "Во имя той" он даже ухом не повел, а обилие слов даже удивляет".
Но не всегда 6 июля в Литве все было таким черно-белым, как фильм "Никто не хотел умирать". Год назад было больше цветов.
Юргис Юркявичюс: "Мне кажется, что оформление прошлого года было гораздо страшнее, чем показ фильма "Никто не хотел умирать" в этом году!"