ВИЛЬНЮС, 27 июл – Sputnik. Главный редактор журнала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич в интервью Sputnik Литва заявил, что Россия предложила проект, который может привести к строительству многополярного мира, и этим проектом стала разработка Северного морского пути.
По словам Марцинкевича, далеко не все страны "прислушиваются к США" в отношении Северного морского пути. Эксперт напомнил, что финны будут поставлять оборудование и заниматься прокладкой кабеля для скоростного интернета между Хельсинки и Иокогамой, Китай уже в "Ямал-СПГ" и оплатил участие в "Арктик СПГ-2", французский Total участвует в обоих больших СПГ-проектах. Кроме того, Япония также принимает участие в "Арктик СПГ", Индия заключает соглашения, связанные в Севморпутем, а Дания проверяет, как будет выглядеть перевозка контейнеров.
"Так что предложение, которое дал Путин, оно не просто теоретически красивое. "Давайте заниматься строительством многополярного мира. Россия не хочет стать сверхдержавой, давайте участвовать в этом все". И тут же был предложен проект, который позволяет участвовать всем, — это Арктика, Северный морской путь", — заявил Марцинкевич.
В то же время эксперт отметил, что появление на Севморпути таких стран, как ОАЭ или Индия, выгодно для России, поскольку если бы тесно сотрудничающий с Россией Китай чувствовал себя единственным клиентом на Востоке, то он стал бы плохим партнером.
"Магистральный трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" — по нему в Китай поступает 50 миллионов тонн нефти, 25 из них поступает из Ванкорских нефтегазовых месторождений, то есть половина нефти поступает с одного месторождения. В 2017 году подписаны соглашения о продаже 49 процентов акций консорциуму индийских государственных компаний. Пока Китай о чем-то размышляет, Индия питает Китай арктической нефтью", — пояснил эксперт.
При этом, как отмечает Марцинкевич, права на разработку месторождений в Арктике есть у многих стран, однако мало кто способен в действительности справиться с этим сложным регионом. Кроме того, разработка Северного морского пути является сложным и дорогостоящим проектом, к которому необходимо подключать все заинтересованные страны.
"Права на разработку в Арктике есть, допустим, у США. Аляска — это Арктика. Но она там ничего не добывает, они придумала себе мораторий и хорошо себя с ним чувствует. Понятно, что есть права на разработку у Канады. Но 90 процентов населения Канады живет в полосе вдоль Великих озер, а на Север идут только героические личности. Там не то что разрабатывать месторождения, туда геологи-то не ходят. У нас какая-то тяга на Север, которая родилась не сейчас. Напомню, легендарная Мангазея (первый русский заполярный город. — Sputnik) возникла 1601 году. Мы шли в Арктику, когда это приходилось делать на деревянных стругах", — отметил эксперт.
По словам Марцинкевича, в частности, для других стран освоение Севморпути сложнее, поскольку у России есть такое преимущество, как атомные ледоколы, разработанные в 1960-е годы, и сколько лет уйдет у других стран, чтобы повторить эту технологию, пока неизвестно.
"Ситуация такая, что теоретически месторождения есть у всех, а практически находит и добраться до них может только Россия", — заключил эксперт.
Марцинкевич также отметил, что правильным решением было отдать такой сложный региона в руки "Росатома", поскольку эта компания, в силу своей специфики, умеет планировать на достаточно серьезные временные сроки и не боится получить прибыль только через десятки лет.
Северный морской путь (Северный коридор) представляет собой кратчайший маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).
Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются "Норникель", "Газпром", "Роснефть", "Росшельф", Красноярский край, Саха (Якутия), Чукотка. Помимо добычи полезных ископаемых по Северному морскому пути идет Северный завоз для 20 миллионов человек на Крайнем Севере.
В 2018 году в России действовало четыре атомных ледокола — "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр" и "Вайгач". Также у России есть единственный в мире атомный лихтеровоз "Севморпуть".
В 2018 году объем грузоперевозок по Севморпути с учетом транзитных грузов составил 18 миллионов тонн.