Северный морской путь, как его определяет законодательство Российской Федерации, — "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникации России в Арктике". Есть определение и профессиональное: в судоходстве СМП — "навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива". Но мы привыкли к более широкому и более простому определению СМП как морского маршрута, связывающего Петербург с Владивостоком. Если считать незамерзающий порт Мурманск "западными воротами Севморпути", то арифметика проста — до японского порта Иокогама по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал судам нужно пройти 12 840 морских миль, а по СМП — 5 770 миль.
Не Суэцким каналом единым
Двух этих чисел достаточно, чтобы понимать, насколько для России важно круглогодичное использование СМП — это увеличит связность нашей огромной страны. Конечно, можно передвигаться и перемещать грузы по двум железнодорожным артериям, Транссибу и БАМу, но морской транспорт был и остается самым дешевым, да и обе железные дороги уже перегружены.
СМП может стать выгодным не только для России, но и для всего мирового морского грузопотока: маршрут Иокогама — Роттердам через Суэцкий канал имеет протяженность 11 200 морских миль, через СМП — 7 300, такая разница позволяет сэкономить грузовым судам до двух недель пути. Потому логика проста: развивая СМП для собственных нужд, Россия увеличит его привлекательность как транзитного маршрута для всех грузовладельцев, заинтересованных в развитии торговли между Юго-Восточной Азией и Европой.
Вот только грузооборот СМП и южного маршрута сравнивать пока особо не приходится — после того, как Египет построил дублер Суэцкого канала, через обе эти артерии в год проходит до миллиарда тонн грузов. Рекордная на сегодняшний день отметка по СМП, достигнутая в 2018 году, — всего лишь 20,8 миллиона тонн. Но динамика роста грузооборота по СМП в последние три года — до 30 процентов в год. Лучший показатель времен Советского Союза превышен уже втрое, и президентский указ, ориентирующий рост к 2024-му до 80 миллионов тонн в год, не является фантастикой.
Не стоит забывать и о таком понятии, как безопасность — морские суда, идущие через Суэцкий канал, должны пройти Красное море, Аденский и Баб-эль-Мандебский проливы, где растет военная напряженность, да и в Южно-Китайском море обстановка становится все более сложной. Кроме того, Суэцкий канал — это не только высокие платежи за транзитный проход, но еще и ограничение судов стандартом Suezmax.
С учетом усилий, которые в последние годы прилагает к развитию своей инфраструктуры в Арктике Министерство обороны России, "военная опасность" для кораблей, идущих по СМП, только одна — морские птицы над палубой после сытного обеда. Ограничения по размерам и грузоподъемности тоже отсутствуют.
Росатомфлот — "некоронованный король" Арктики
Очевидная проблема при освоении СМП — климат, который, несмотря на все истории про глобальное потепление, остается крайне суровым. От ледового покрова СМП свободен только четыре месяца в году. Его трасса не остается постоянной — она во многом зависит от того, как именно под влиянием течений и ветра перемещаются мощные ледовые поля.
С 1970-х "некоронованным королем" Арктики стал Росатомфлот — только атомные ледоколы способны справиться с ледовой обстановкой. Сейчас Балтийский завод достраивает три атомных ледокола нового класса ЛК-60, правительство России, корпорация "Росатом" и ряд банков уже согласовали финансирование еще двух ледоколов этой серии, контракт на которые будет подписан в 2019 году.
Такие ледоколы не только справляются со льдами толщиной до трех метров, они "умеют менять" глубину осадки, что позволяет им не только идти по морям Северного Ледовитого океана, но и входить в русла наших северных рек. На подходе — окончание разработки проекта атомных ледоколов класса "Лидер", еще более мощных, которые смогут обеспечить проводку караванов грузовых судов через льды толщиной до четырех метров, после чего круглогодичная эксплуатация СМП станет свершившимся фактом.
Планы развития становятся долгосрочными
Зимой 2019 года правительство России утвердило "Росатом" как компанию-оператора СМП — теперь именно атомная корпорация несет ответственность за погодное и гидрографическое сопровождение судоходства, отвечает за сопровождение судов. Но есть в этом решении еще одна сторона, которую далеко не все оценили.
"Росатом" — компания, которая совершенно спокойно относится к долгосрочному планированию, такая у нее специфика, которая у любых других компаний отсутствует за ненадобностью. Срок строительства АЭС — пять-семь лет, срок эксплуатации АЭС — 60 лет, после вывода из эксплуатации несколько лет уходит на безопасный демонтаж, так что "Росатом" просто вынужден планировать деятельность на десятилетия вперед. Не намерен он менять свои привычки и в случае с СМП.
Вот цитата из выступления главы "Росатома" Алексея Лихачева на учредительном собрании общественного совета СМП: "Решение президента России о росте грузооборота по СМП к 2024 году до 80 миллионов тонн не обсуждается, а выполняется. Но в 2024 году жизнь не заканчивается, уже осенью этого, 2019 года "Росатом" представит правительству план по инфраструктурному развитию СМП на 2025-2035 годы: обустройство необходимых хабов, систем навигации, бесперебойной связи, вопросов ремонта, безопасности и другого, что необходимо для обеспечения круглогодичного использования СМП. Тогда же планируется сделать первые флагманские проводки, ориентированные преимущественно на потребности российского бизнеса. Третьим этапом в 2035-2040 годах должен стать переход к использованию Северного транспортного перехода, а не только СМП, в интересах всего международного бизнес-сообщества. Это амбициозная цель — значимо изменить всю евразийскую логистику, предложив более привлекательные экономические условия для передвижения по Северному транспортному коридору в сравнении с Суэцким каналом".
Вот так — спокойно по отношению к годам и миллионам тонн, планировать так планировать.
Арабские Эмираты во льдах Арктики
В общественный совет СМП уже вошли не только представители российских государственных органов и компаний, но и парочка иностранцев, причем таких, за которыми гарантированно потянутся многие. "Росатом" подписал соглашение с MAERSK, крупнейшей в мире компанией по морским торговым перевозкам: в прошлом году MAERSK провела два судна по маршруту от Иокогамы до Роттердама, за нынешний навигационный период компания намерена провести уже 14 судов по тому же маршруту, но уже в обоих направлениях. Это наращивание тестовых проверок — как сработает сопровождение, все ли благополучно будет на маршруте, какой получится экономика. Проверят, выявят недочеты — появится конкретика для дальнейшей работы "Росатома" и его Атомфлота.
Но еще более серьезное и даже немного сенсационное соглашение было подписано "Росатомом" с "Норникелем" и компанией DP World. Вам незнакома эта аббревиатура? Напрасно, ведь компания Dubai Port World, на все 100 процентов принадлежащая суверенному фонду ОАЭ Dubai World, — "звезда первой величины" в мире морского бизнеса.
В отличие от MAERSK, DP World работает с портами, этой компании принадлежат 77 морских терминалов в 40 странах мира на всех континентах. Одно из основных направлений бизнеса — оснащение портов не только всем необходимым для перевалки грузов, но и всей сопутствующей инфраструктурой. Рассчитать, сколько нужно пирсов, вспомогательных и спасательных судов, какими должны быть емкости для запасов судового топлива, как должна выглядеть ремонтная база и так далее…
Арабы, конечно, народ теплолюбивый, и условия Арктики для них пока непривычны, но в соглашении есть еще и "Росатом" с его атомными и не только атомными ледоколами, есть "Норникель" с его многолетним опытом работы в порту Дудинка. Год отвели себе участники соглашения на проработку вопроса запуска линейных перевозок контейнеров и насыпных грузов по СМП, на оценку объемов финансирования строительства арктического торгового флота и портовой инфраструктуры.
Одна из стран Ближнего Востока идет в Арктику — наглядное доказательство того, что планы, озвученные Алексеем Лихачевым, — это объективная реальность, развитие СМП как конкурента Суэцкому каналу и южному маршруту между Европой и Азией без спешки будет идти и идти. Компания такого уровня присоединилась к реализации плана, который на десятки лет вперед станет драйвером развития России — транзитные пути существуют веками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.