Энергетика_лого - Sputnik Литва
Энергетика. LIVE
Самые свежие новости энергетического рынка Европы, стран Балтии и России. Аналитика, мнение экспертов и видео.

"Арктический каскад" в действии: пусть Запад завидует СПГ-технологиям в РФ

© AFP 2023 / OLGA MALTSEVAАрктический танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" (ледового класса Arc7), архивное фото
Арктический танкер-газовоз Кристоф де Маржери (ледового класса Arc7), архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
Проектная мощность первой линии "Арктического каскада" — 950 тысяч тонн СПГ в год, этого достаточно, чтобы оценить все возможности этой технологии. Видимо, это одна из причин, по которой на "Ямал-СПГ" стали наведываться гости из Катара и Саудовской Аравии

Технология сжижения природного газа разработана достаточно давно и активно развивается уже более полувека. В зависимости от рынка сбыта и объемов месторождений, используемых в качестве ресурсных источников, используются технологии малотоннажного, среднетоннажного и крупнотоннажного сжижения. Но у всех "средних" и "крупных" технологий, используемых в настоящее время, есть общая черта — их разрабатывали для тропических и субтропических климатических зон. Первый крупнотоннажный завод — это Алжир, самый большой игрок на мировом рынке СПГ — Катар, на территории США СПГ-заводы строятся на побережье Мексиканского залива. Совпало два фактора — география газовых месторождений и отсутствие возможности организовать труботранспортную доставку газа крупным потребителям.

Арктический танкер-газовоз Кристоф де Маржери (ледового класса Arc7), разработанный для проекта Ямал СПГ, архивное фото - Sputnik Литва
От Арктики до Балтики: РФ припасла "тузы в рукаве" для рынка СПГ в Европе

Первый в России СПГ-проект реализован на базе шельфовых месторождений "Сахалин-2" — это далеко не самый северный регион нашей страны, используемая по лицензии Shell технология вполне подходит под такие климатические условия. "Новатэк" использует для второго российского крупнотоннажного проекта "Ямал-СПГ" технологию АР-C3mr американской компании Air Products, но еще до начала монтажа производственных линий у наших специалистов появилась идея использовать в качестве метода снижения расходов климат арктического побережья полуострова Ямал.

Арктический климат как производственный фактор

Не будем вдаваться глубоко в технологические детали, для общего понимания достаточно пары фактов. Охлаждать природный газ для его сжижения приходится до температуры -162 градуса Цельсия, при этом необходимо одновременно увеличивать и давление, поскольку для производства одного кубометра СПГ требуется использовать 1380 кубометров газа в его обычном состоянии.

Не самая простая производственная задача, которую решают каскадным методом: на первом этапе температура газа понижается до -34 градусов, затем продолжается дальнейшее снижение температуры и повышение давление до конечного результата — получения СПГ.

Первый этап в американской технологии АР-С3 рассчитан на начальную температуру природного газа в +45 градусов — вот для таких климатических условий эта технология была разработана. Вообразить наличие на Ямале газа с температурой в +45 можно, но сложно — это какая-то ненаучная фантастика, на 73-м градусе северной широты +10 уже считается "жарой". И даже в такие погожие летние дни есть еще один "хладагент" практически бесконечного объема — вода Карского моря, в котором с трудом успевают прогреться разве что несколько сантиметров поверхностного слоя.

Прибытие  двух танкеров со сжиженным газом проекта Ямал СПГ в Китай, архивное фото - Sputnik Литва
В пролете по-крупному: технологии из США забанили на рынке российского СПГ

Но комплект оборудования рассчитан на стартовую температуру именно +45 — вот и получается, что часть этого оборудования используется не на полную мощность, а вот стоимость его приобретения, доставки Северным морским путем и монтажа в проект "Ямал-СПГ" — по полной программе. Рационально? Безусловно, нет. И "Новатэк" собрал группу профессионалов, которые приступили к разработке технологии, рассчитанной именно на наш арктический климат.

Весной 2018 года пресс-служба "Новатэк" опубликовала крайне лаконичное сообщение: "Новатэк" получил российский патент на технологию сжижения природного газа "Арктический каскад". Процесс сжижения обеспечивает высокую энергоэффективность за счет максимального использования арктического климата".

Коротко и ясно — наши ученые, конструкторы и инженеры создали совершенно новую технологию, ожидаемый результат использования которой — снижение стоимости сжижения газа не менее чем на 30 процентов. Первая опытно-промышленная линия на этой технологии возводится на "Ямал-СПГ". Как и любая другая технология, она должна быть самым тщательным образом испытана в реальных производственных условиях, чтобы ее создатели могли еще и еще раз проверить, все ли они верно рассчитали, не осталось ли возможностей для ее дальнейшего улучшения, не  будут ли выявлены неучтенные недоработки.

Проектная мощность первой линии "Арктического каскада" — 950 тысяч тонн СПГ в год, этого достаточно, чтобы оценить все возможности этой технологии. В этом, думается, одна из причин, по которой на "Ямал-СПГ" стали наведываться гости из Катара и Саудовской Аравии. Эти страны уже являются участниками мирового рынка СПГ, и обе будут прилагать максимум усилий для расширения своих сегментов на этом рынке, но при этом все проекты, в которых они потенциально могут стать участниками, — это снова тропики и субтропики, снова исходная температура сжижаемого газа все те же +45. А на Ямале будет использоваться технология, за счет которой "Новатэк" сможет получать меньшую себестоимость СПГ, чем в комфортных условиях тропиков и субтропиков, и никаких способов бороться с этим у конкурентов нет и не будет.

Риск — дело благородное

Безусловно, взявшись за реализацию проекта "Ямал-СПГ", для которого потребовалось создание нового арктического порта за счет государственного бюджета и более 20 миллиардов долларов от самой компании "Ямал-СПГ", очень серьезно рисковали все его участники. Риск оправдался — "Ямал-СПГ" вышел на полную мощность раньше запланированного срока, он уже отрабатывает все сделанные в него инвестиции. И он же позволил разработать технологию, которая обеспечивает компании "Новатэк" существенное конкурентное преимущество, — это уже можно считать дополнительным призом, эдаким флешмобом поговорки "Кто не рискует — тот не пьет шампанского".

Строительство завода по сжижению природного газа на Ямале - Sputnik Литва
Газ с Ямала и его "поход на восток" как старт коммерческой эксплуатации СМП

"Арктический каскад" по плану "Новатэк" будет смонтирован до конца 2019 года, а в 2020-м начнет производить первые тонны СПГ. Конечно, в адрес основного акционера "Новатэк" Леонида Михельсона, которого в этом году Forbes признал самым богатым человеком России, критики из "левого" лагеря звучит немало, однако факты говорят сами за себя. "Новатэк" самостоятельно разработал новую технологию, самостоятельно занимается созданием опытно-производственной линии, при этом крайне жестко придерживаясь незатейливой "идеологии": оборудование, необходимое для "Арктического каскада", должно производиться только в России. По существу, по инициативе и за счет "Новатэк" у нас на глазах в России создается совершенно новая для нашей страны отрасль промышленности — производство оборудования для СПГ-проектов.

Новая отрасль российской экономики

Пресс-служба Фонда развития промышленности России 15 марта 2019 года сообщила о реализации импортозамещающего производства испарителей — витых теплообменных поверхностей, используемых для сжижения природного газа. Реализован этот проект при поддержке фонда волгодонским "Атомспецсервисом", структурным подразделением машиностроительного дивизиона государственной корпорации "Росатом", при помощи льготного кредита на сумму 110 миллионов рублей по программе "Комплектующие изделия" на покупку современного высокотехнологичного оборудования.

Производство витых теплообменников — редчайшая специализация в мировом машиностроении, на сегодняшний день их производят только два предприятия: одно в Германии и одно в США. "Атомспецсервис" стал третьим заводом в мире, освоившим такой крупногабаритный хай-тек.

Чуть раньше, 22 февраля 2019 года, "Атомэнергомаш", машиностроительный дивизион "Росатома", подписал соглашение о полной локализации в России производства турбодетандеров и высокопроизводительных насосов для СПГ-заводов с дочерним предприятием Linde Group — французской компанией CRYOSTAR.

Атомный ледокол Ямал, архивное фото - Sputnik Литва
Курс на Север. Как "русская Арктика" меняет карты Европы

В конце апреля Леонид Михельсон рассказал, что для строительства четвертой технологической линии "Ямал-СПГ" уже заключено порядка 60 договоров с российскими компаниями. В проекте участвуют "Атомэнергомаш", группа ГМС ("Гидравлические машины и системы"), "Турбонасос" "Роскосмоса", "Криогенмаш", ОМЗ, "Курганхиммаш" и другие — это тысячи новых рабочих мест на этих предприятиях и заказы для металлургических заводов и компаний, добывающих руды металлов и коксующийся уголь.

"Росатом" в сжатые сроки уже создал испытательный стенд для криогенного оборудования, имеющий критическое значения для "Арктического каскада" — теперь все производимое оборудование перед тем, как стать массовым, может быть проверено в самых жестких условиях. Будут ли заказы для четвертой производственной линии "Ямал-СПГ" единственными? 21 мая 2019 года появилась информация о третьем ямальском проекте "Новатэк" с говорящим названием "Обский СПГ", на котором компания намерена использовать уже три линии "Арктического каскада".

Будет ли "Новатэк" единственной компанией, которая станет использовать технологию "Арктический каскад"? Для этого стоит подробнее взглянуть на полуостров Ямал — какие газовые месторождения тут уже открыты, кому принадлежат лицензии на их доразведку и разработку.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0