Завод по сжижению природного газа "Ямал-СПГ", расположенный на восточном берегу Ямала, у Обской губы Карского моря, стал настолько частым гостем новостного портала, что мы уже привыкли к нему как к родному. Видимо, поэтому уже далеко не все помнят, как возник и развивался этот проект, в чем его уникальность для мировой газовой отрасли.
Самый северный СПГ-завод
Проектная мощность завода — 16,5 миллиона тонн СПГ в год, для чего на Южно-Тамбейском месторождении, которое является его ресурсной базой, необходимо добывать порядка 23 миллиардов кубометров газа в его обычном состоянии. Все эти кубометры перед поступлением на технологические линии по сжижению необходимо успевать очистить от примесей механических и химических, извлечь из них излишки водяного пара.
Полученную продукцию необходимо хранить в емкостях, которые позволяют решать вопросы логистики, то есть обеспечивают внутри себя температуру в -162 градуса Цельсия. Для всех этих операций требуются три технологические линии ожижения мощностью 5,5 миллиона тонн СПГ в год каждая, состоящие из серий теплообменников, мощных насосов, в том числе криогенных, способных работать при экстремальных температурах.
При этом стоит помнить, что зачастую экстремальны и погодные условия. Север Ямала — это средняя температура в зимние месяцы около -30 градусов в условиях полярной ночи и два месяца в году, когда температура поднимается выше нуля. В этих условиях строился сам завод, вахтовый поселок, порт и аэропорт, теплоэлектростанции, обеспечивающие производственный, жилой и транспортный комплексы тепловой и электрической энергией.
Американские технологии "прописались" на Ямале
Из всех имеющихся патентованных технологий сжижения газа ни одна не была разработана под полярные условия — так уж сложилось, что все предыдущие заводы строились для тропического и субтропического климата. Потому выбор, имевшийся у руководства компании "Новатэк", которой принадлежит контрольный пакет акций "Ямал-СПГ" и лицензия на разработку Южно-Тамбейского месторождения, обширным назвать не получится.
Поскольку для компании "Новатэк" этот СПГ-проект был первым в ее истории, совершенно логично, что она пошла на сотрудничество с наиболее опытными проектировщиками — с американской компанией Air Products, работающей в производстве промышленных газов с 1940 года.
Дебютировала Air Product в 1941 году, когда основатель компании Леонард Паркер Пул предоставил в аренду генератор кислорода маленькой сталелитейной компании из Детройта. В 50-е годы Air Product стала основным поставщиком жидкого водорода для ВВС США и для НАСА, что позволило компании расширить бизнес и выйти за пределы Северной Америки. Технология сжижения природного газа была запатентована компанией в 1969 году, и на сегодняшний день Air Product — один из ведущих производителей промышленных газов, продолжающий научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для все новых и новых проектов. Ее подразделения расположены на всех континентах планеты, общее количество сотрудников превышает 20 тысяч человек.
Международная кооперация
В 2014 году "Ямал-СПГ" подписал контракт с Air Product на производство и монтаж трех производственных линий по технологии Air Products AP-C3MRTM , Россия стала для Air Product семнадцатой по счету страной, в которой реализованы ее технологии. Но назвать "Ямал-СПГ" проектом рядовым, стандартным, невозможно — настолько он оказался интересен для всех производителей оборудования.
Технологические модули изготавливались на Филиппинах, ключевое оборудование производилось и монтировалось в состав модулей в Китае. Ключевое оборудование для ТЭЦ поставил Siemens, турбокомпрессорное оборудование поставлено General Electric, криогенные емкости для хранения СПГ емкостью по 160 тысяч кубометров каждая были изготовлены во Франции, системы управления и безопасности — в Японии.
При этом на каждом этапе сооружения арктического завода рос уровень локализации производства отдельных комплектующих оборудования в России: по оценке "Новатэка", в проекте "Ямал-СПГ" приняли участие не менее 500 российских производственных компаний.
Антироссийские дискриминационные меры против американских технологий
Свою "лепту" в реализацию проекта внесли и дискриминационные меры в отношении России со стороны США. Идиома "дискриминационные меры" использована не случайно, поскольку эти действия США и ЕС словом "санкции" с юридической точки зрения называть некорректно — санкции в отношении суверенных государств имеет право применять только ООН. То, что слово "санкции" по отношению к России используют американские и европейские политики, — всего лишь попытка словесно прикрыть тот факт, что действия США и ЕС идут вразрез с международным правом.
В июле 2014 года под дискриминационные меры попала и российская компания "Новатэк" — пользуясь "правом сильного", Штаты запретили ей брать у американских банков кредиты сроком больше чем на 90 дней. ЕС не преминул подхрюкнуть — так в Европе понимают международную солидарность.
"Новатэк", казалось, попал в непростую ситуацию: биржевой курс акций и облигаций компании "провалился" почти на 30 процентов, но продолжалось это недолго. В проект на правах акционеров на 20 процентов вошла китайская государственная компания CNPC (China National Petroleum Inc.), еще на десять процентов — Фонд Шелкового пути, на сумму в 150 миллиардов рублей приобрел облигации "Ямал-СПГ" российский ФНБ (Фонд национального благосостояния), еще 22 миллиарда рублей бюджетных денег было инвестировано в расширение порта Сабетта.
Не очень просто, но проблема оказалась решена, зато проблема, возникшая у Air Product благодаря усилиям руководства США, никуда теперь не исчезнет — ее технологии не появятся в новых СПГ-проектах, которые будут реализованы в России и "Новатэком", и "Газпромом". Предпринимательство — дело, конечно, рискованное, но не настолько же! Использование технологий, которые в любой момент могут быть запрещены Вашингтоном, было бы не риском, а откровенной глупостью. По этой же причине для своего нового проекта "Арктик СПГ-2" компания "Новатэк" не обратилась ни с какими предложениями к англо-британской Shell, которая владеет лицензиями на технологии сжижения природного газа, но это технологии все той же Air Product.
Свободный рынок, отвечающий положениям либеральной доктрины экономики, существует только в теории, в реальной жизни на нашей планете ему просто нет места, какими бы красивыми ни были слова, используемые при описании этого "сферического коня в вакууме". Для "Арктик СПГ-2" компания "Новатэк" приняла решение, которое позволяет не использовать технологии, имеющие хоть малейшее отношение к США, зато позволяет наращивать локализацию производства оборудования в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.