При опросе работников прокуратуры того времени выяснились пикантные подробности, которые рисуют любопытную картину периода правления президента Дали Грибаускайте. И хотя фигуранты расследования пытаются отрицать некоторые моменты, но, как известно, дыма без огня не бывает.
Так была ли тайная тюрьма ЦРУ на территории Литвы или нет? Тайна до сих пор покрыта мраком. Официальное расследование, открытое в 2015 году по вновь всплывшим фактам, длится до сих пор.
Чиновники и политики высшего эшелона литовской власти того времени изо всех сил от этих фактов открещиваются. А вот международные правозащитники и судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) подтверждают наличие в 2005-2006 годах в столичном пригороде Антавиляй секретной тюрьмы, в которой американцы пытали подозреваемых в терроризме. Сей факт подтверждают и в Сенате США, который в декабре 2014 года обнародовал отчет о секретных центрах ЦРУ по всему миру.
Косвенно литовские власти все же были вынуждены признать неопровержимость фактов, изложенных в отчете Сената США и ЕСПЧ. Литву обязали выплатить палестинцу Абу Зубайде, подозреваемому в организации атак на башни-близнецы в Нью-Йорке, 130 тысяч евро за нанесенные ему на литовской земле увечья.
А вот подробности всей этой темной истории пока так и неизвестны. Кто давал разрешение на оборудование секретных казематов иностранных спецслужб на территории независимого государства Литва? Кто, когда и как принимал самолеты без опознавательных знаков в Вильнюсском аэропорту? Ответы на эти вопросы и хотят получить депутаты парламентской комиссии.
При очередном опросе в Сейме бывших сотрудников Генпрокуратуры выяснилось, что на прокурора Миндаугаса Дуду, ведшего расследование дела о "фиолетовом центре" ЦРУ в Литве, пытались оказывать давление его непосредственные начальники. В тот момент Дуда стоял перед выбором — закрыть дело за отсутствием доказательств или нет. А замгенпрокурора (2010-2015) Дарюс Раулушайтис, мол, советовал Дуде дело не закрывать, так как это может не понравиться "администрации президента", считай, самой Дале Грибаускайте.
Обо всем этом комиссии поведал главный прокурор Первого отдела уголовного преследования Вильнюсской окружной прокуратуры Юлиус Рекснис. Со слов Рексниса, прокурору Дуде даже подсовывали список лиц, которым нужно было предъявить обвинения в участии в организации тайной тюрьмы. А в списке том якобы фигурировал сам экс-президент Валдас Адамкус вместе с руководством Департамента госбезопасности — Мечисом Лауринкусом и Арвидасом Поцюсом.
Получается, что кто-то руками президента Грибаускайте хотел усадить на скамью подсудимых пусть и бывшего, но все же законного президента Литвы Валдаса Адамкуса. А ведь его на должность главы литовского государства прислали не кто-нибудь, а сами американцы! А еще из мемуаров Адамкуса известно, что между ним и "закулисным правителем" Литвы Витаутасом Ландсбергисом все два срока президентских полномочий Адамкуса было, мягко говоря, недопонимание. Получается, что "смотрящего за Литвой" от США хотели засадить за решетку сексот (секретный сотрудник. — Sputnik) КГБ и бывшая преподавательница Высшей партийной школы КПСС? В общем, картина маслом.
Благо, действующее руководство Генеральной прокуратуры такого позора Литвы на международной арене пока не допустило и продолжает расследование в вялотекущем темпе. Вспоминается, как Ходжа Насреддин взялся обучать осла падишаха грамоте. За десять лет, по приказу самого падишаха. А когда у него спросили, зачем тебе это и почему такой долгий срок, он ответил, что через десять лет либо ишак сдохнет, либо падишах помрет…
Первая информация о тайной тюрьме ЦРУ в Литве появилась еще в 2009 году. В тот же год Литва провела и первое расследование фактов, опубликованных западными журналистами. И ожидаемо подтверждения им не нашла. Дело было закрыто в первый раз. Затем в 2014 году расследование возобновили. Длится оно до сих пор. А в прошлом году Европейский суд по правам человека обязал Литву компенсировать вред, нанесенный здоровью палестинца Абу Зубайды в антавиляйских застенках. Выяснят ли что-то новое в этом деле члены специальной комиссии Сейма? Поживем — увидим…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.