Brexit пройдет, хаос останется. Куда податься маленькой Литве

© REUTERS / GONZALO FUENTESУчастники акциии протеста против Brexit около парламента Британии, 11 апреля 2019 года
Участники акциии протеста против Brexit около парламента Британии, 11 апреля 2019 года - Sputnik Литва
Подписаться
На первый взгляд, Brexit стал практически неуправляемым процессом. Однако на самом деле за происходящим может скрываться очень серьезная битва больших интересов. Каких?

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй все едет в Брюссель, тот все откладывает день Brexit (в последний раз — до 31 октября этого года), а затем британский парламент голосует против соглашения, достигнутого с ЕС. В то же время он не хочет "жесткого" выхода и не отстраняет Мэй, но чего конкретно он хочет, не говорит.

В такой ситуации возникает вопрос: мы наблюдаем просто беспорядок, создаваемый безответственными людьми, или какой-то целенаправленно реализуемый план, который только выглядит как неуправляемый хаос? Возможно, это похоже на теорию заговора, но чем дальше, тем больше эпопея Brexit напоминает борьбу серьезных интересов в контексте идеи единой Европы.

Еще раз о трансатлантических отношениях

Президент Литвы Даля Грибаускайте на саммите в Брюсселе, архивное фото - Sputnik Литва
Президент Литвы призвала Лондон конструктивно использовать отсрочку Brexit
История этой статьи началась тогда, когда ее автор услышал слова главного переговорщика ЕС по Brexit Мишеля Барнье. Как отметил Барнье, комментируя интервью британского евроскептика Найджела Фараджа: "Мы должны понимать, что у ЕС есть силы, способные уничтожить его изнутри. Мы должны защищать наши интересы и наши ценности". Ранее он говорил, что единство ЕС нужно защитить от популистов и националистов.

А теперь угадайте, кому нравится Барнье в качестве кандидата на пост главы Еврокомиссии? Конечно, главному европейскому федералисту — президенту Франции Эмманюэлю Макрону, который упорно сопротивляется еще одной отсрочке Brexit без строгих требований к Лондону.

Другими словами, два сторонника единой Европы считают, что Brexit как явление и процесс угрожает ЕС и должен закончиться как можно скорее — с соглашением или без него. Однако европейский, в том числе британский, националистический популизм, вероятно, является лишь верхушкой айсберга, и на проблему стоит смотреть шире, поскольку логические пути ведут в Белый дом.

Давайте посмотрим, что о Brexit говорит президент США Дональд Трамп, которого называют популистом и националистом: "Очень жаль, что Европейский союз занимает столь жесткую позицию по Соединенному Королевству и Brexit. В то же время ЕС является жестоким торговым партнером для Соединенных Штатов, но это изменится". Ранее он говорил, что соглашение, согласованное Мэй с ЕС, полезно Брюсселю и является препятствием для двустороннего торгового соглашения между США и Великобританией (и вообще, Трамп открыто симпатизирует националистическим силам Европы, с которыми активно работает его бывший советник Стив Бэннон).

Таким образом, получается, что британский парламент, который постоянно отклоняет соглашение Мэй, делает то, чего хочет Трамп. Да, депутаты выступили против "жесткого" Brexit, но своим поведением, которое осознанно или неосознанно руководствуется установкой "чего хочу — не знаю, чего знаю — не хочу", они, по сути, ведут именно к такому финалу… Если только ЕС не изменит условия соглашения так, чтобы Лондон получил больше экономической свободы и смог приблизиться в этой области к США, но Брюссель этого делать не намерен.

Тогда вы можете спросить: "Если соглашение, которое защищает Мэй, является, по словам все более несогласного с Европой Трампа, полезным для Европы, почему Макрон не хочет дать британскому премьеру больше времени, чтобы она попыталась снова протолкнуть это соглашение в своем парламенте — тем более что на стороне Мэй стоит такая "подруга" Трампа и близкий партнер Франции, как канцлер Германии Ангела Меркель?"

Считается, что Макрон видит единую Европу будущего без более тесного сотрудничества с Великобританией. Другими словами, отношения его и Трампа в этом случае фактически совпадают — только Париж хочет избавиться от Лондона, а Вашингтон — его забрать. Между тем Меркель (наряду с аналогично мыслящими силами в Америке, которые не отожествляют себя с ее нынешним президентом, и в Великобритании) хочет, чтобы континентальная Европа имела как можно более тесные экономические связи с британцами.

Уйти нельзя остаться

Чем это все может кончиться? Конечно, в нашем мире возможно все, но вряд ли в Британии пройдет еще один референдум. В то же время участие британцев в европейских выборах, что сегодня очень вероятно, может означать, что фактически они никуда не ушли. Но трудно поверить, что ЕС согласится изменить соглашение о выходе, а парламент Великобритании одобрит нынешнее.

Демонстрант с флагом возле парламента в центре Лондона 29 марта 2019 года - Sputnik Литва
В Сейме Литвы одобрили новые законопроекты по подготовке к Brexit

Другими словами, сторонники более тесных отношений ЕС и Лондона могут долго и скучно пытаться спасти их, но Brexit все равно рано или поздно должен произойти. Судя по текущим тенденциям, он пройдет жестко, но позднее, и интересно то, что такой сценарий является символом перемен в Европе — можно их не хотеть и сопротивляться, но они — будь то переход к европейским федерациям или возвращение к национальным государствам, или и то, и другое — неизбежны.

Макрон, Меркель, Трамп, Мэй — не люди, а идеи и тенденции, которые конкурируют между собой, и результат их игры труднопредсказуем. В этом контексте остается только (особенно таким небольшим государствам, как Литва) попытаться понять его суть, почувствовать его курс и подготовиться к возможным последствиям. И лучше ужасный конец, чем ужас без конца…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0