У каждой страны сложился свой опыт адаптации в новом военно-политическом формате, однако литовский выделяется на общем фоне.
Накануне Даля Грибаускайте подвела некоторые итоги 15-летней истории, отметив, что "Литва никогда не была столь защищенной" и теперь "сама активно вносит вклад в международные усилия по укреплению глобального мира и безопасности".
В субботний полдень на вильнюсской площади Симоно Дауканто стартуют праздничные мероприятия под лозунгом "15 лет с НАТО мы в безопасности!" с участием президента Литовской Республики Дали Грибаускайте, членов правительства и Сейма, послов иностранных государств и военных атташе, представителей военизированных национальных организаций, жителей и гостей столицы.
Над площадью взовьются флаги Литвы и НАТО, а также пролетят осуществляющие миссию альянса по охране воздушного пространства стран Балтии истребители ВВС Польши (вероятно, это будут МиГ-29 советского производства, их у поляков около 30). День обещает праздничные залпы роты почетного караула, гром оркестров, брызги шампанского, экспозицию военной техники НАТО.
Однако важнее цифры и факты минувшего пятнадцатилетия, которые изменили жизнь республики, сформировали облик национальной армии, определили 81-е место Литвы в мировом рейтинге военной мощи — выше соседних Латвии и Эстонии (105-я и 112-я ступень соответственно).
Новый облик
Литве и другим странам Балтии в последние десятилетия никто из соседей не угрожает. Более того, государственный суверенитет балтийские народы получили буквально в подарок от Москвы. При этом сразу взяли курс в НАТО, и Вильнюс активнее других начал военное строительство.
Численность литовской армии превышает 18 тысяч человек — примерно в три раза больше эстонских или латвийских показателей. Однако Сейм Литвы в 2017 году утвердил рост численности военнослужащих на 20 процентов (до 26,25 тысячи человек) к 2023 году. Подобное усердие неизбежно отражается в социально-экономической плоскости.
Сухие цифры Eurostat сообщают, что в Литве за чертой бедности проживают почти 30 процентов населения. По этому показателю Литва занимает "почетное" четвертое место… с конца среди стран — членов Евросоюза.
В Литве сегодня проживают два миллиона 703 тысячи человек, а в 2004-м в республике насчитывалось три миллиона 445 тысяч граждан. То есть под защитой НАТО и с экономической поддержкой ЕС за полтора десятка лет куда-то исчезли более 21 процента населения — 742 тысячи человек. Прогнозируемая скорость убыли населения Литвы в 2019 году — 121 человек в день. Создается впечатление, что страна несет тяжелые военные потери.
Даля Грибаускайте декларирует небывалую защищенность Литвы — за четыре года расходы на оборону увеличились на 262 процента, но объективность такой оценки и польза для сограждан неочевидны. На пути милитаризации литовское государство неуклонно движется в экономический и демографический тупик. В перспективе обезлюдевшая страна может превратиться в нейтральную территорию. Возможно, в этом и состоит стратегия альянса: меньше населения — проще выбирать площадки для военных баз и полигонов.
Фантомные боли
Участие Литвы в геополитике, "международных усилиях по укреплению глобального мира и безопасности" выражается вкладом в собственный оборонный бюджет двух процентов ВВП, командировками дюжины литовских инструкторов на Украину — для переподготовки солдат ВСУ, участием отдельных подразделений в международных военных учениях на территории Грузии и присутствием в Афганистане 50 литовских спецназовцев.
Список реальных дел исчерпан. Однако продолжается небывалое военное строительство — за два года республика поднялась в мировом рейтинге военной мощи на 14 ступеней. Ради укрепления вооруженных сил правительство регулярно режет социальные расходы литовского бюджета.
Если коснуться планов, то Литва занимает, пожалуй, самую агрессивную в ЕС антироссийскую позицию. В Вильнюсе обсуждается идея возвращения Калининграда, этой "малой Литвы" и "колыбели литовской литературы и искусства". Ранее депутат Сейма Линас Бальсис прямо предлагал заняться отторжением Калининградской области от РФ, и он не одинок. Литовский министр обороны Раймундас Кароблис 23 марта потребовал от партнеров по НАТО "уделять больше внимания" Калининграду. Продолжаются эксперименты по созданию "гибридных войск", литовская пехота вливается в Бундесвер, агрессивная тактика отрабатывается на маневрах Anakonda и в ходе других мероприятий альянса.
Возможно, кому-то в Вильнюсе не дают покоя сны о былом величии начала XIV века (когда в Княжество Литовское входили земли Брянска, Смоленска, Минска и Киева). Или связь с реальностью разрывается ощущением сопричастности североатлантическому могуществу. Как бы то ни было, Россия не перестанет быть крупнейшей ядерной державой, пятая статья устава НАТО безрассудным политикам Балтии ничего хорошего не обещает и предельно милитаризованным территориям безопасности не гарантирует.
Скорее наоборот, ускоренная трансформация независимых государств в стратегический плацдарм альянса — это жизнь на пороховой бочке, состояние совершенно нестабильное. И литовцам следует прислушаться к американскому президенту Дональду Трампу: "Иногда наши самые ужасные враги — это наши так называемые друзья".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.