Шесть избранных — представители общественных избирательных комитетов, пять — социал-демократы, три — представители "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы", два — кандидаты, выдвинутые "Избирательной акцией поляков", по одному от "Движения либералов", "Союза крестьян и зеленых Литвы", "Союза свободы Литвы".
Второй тур выборов состоится 17 марта.
Каунас остается в руках Висвалдаса Матийошайтиса. По предварительным данным, он во "временной столице" набрал почти 80 процентов голосов. Избирательный комитет "Единый Каунас", которым руководит Матийошайтис, будет иметь и большинство в Каунасском городском совете — целых 32 мандата из 41.
Ричардас Малинаускас, которого Главная комиссия по этике признала виновным в использовании служебного положения в личных целях, не уступает друскининкайский "трон". За мэра Малинаускаса проголосовали почти 73 процента избирателей. Кроме того, 17 мандатов из 25 в совете самоуправления получил избирательный комитет Малинаускаса "За Друскининкай".
Мэром Шяуляя переизбран Артурас Висоцкас. Он в этом городе собрал 52 процента голосов. Кроме того, избирательный комитет, которым руководит Висоцкас, вместе с мэром будет иметь 16 мандатов из 31 в совете самоуправления Шяуляя.
В Ширвинтском районе также не понадобится второй тур выборов мэра, так как представитель Социал-демократической рабочей партии, которая сформировала свой общественный комитет в Ширвинтосе, Живиле Пинскувене набрала 71 процент голосов.
Партии на этих выборах терпят фиаско — многие места в советах и должности мэров принадлежат общественным избирательным комитетам. Комитеты находятся на третьем месте, после Литовской социал-демократической партии и "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы".
Такие результаты общественных избирательных комитетов — следствие растущего недоверия к партиям и значительно увеличившихся рядов самих непартийных комитетов. На выборах 2015 года они получили около восьми процентов голосов. В этот раз комитетов в два раза больше, чем в 2015-м.
Комитеты активно создавались из-за желания непартийных людей участвовать и в политике, и вместе с тем в решении проблем местного сообщества. Общественные избирательные комитеты создали условия для того, чтобы проявить себя могли местные лидеры, активные люди в городском сообществе, которые знают проблемы города или района.
Однако, с другой стороны, комитеты являются однодневными бабочками и работают только на периоды выборов, а после выборов рассыпаются, потому что не обязаны продолжать деятельность. Также они никому не подотчетны. А их "независимость" очень символична, так как многими комитетами овладели опытные политики и направили в нужное русло.
Решение нынешних руководителей городов и районов идти на выборы не с партиями, а с комитетами — тактическое решение избирательной кампании.
Мэры были впервые избраны прямым голосованием в 2015 году. Тогда было немало сомнений относительно того, не возникнет ли политический кризис в муниципалитетах, где мэр будет конфликтовать с большинством совета.
Такая стабильность сохранена даже в условиях определенных политических конфликтов в некоторых муниципалитетах, например в Шяуляе и Расейняе.
Еще посмотрим, сможем ли избежать крупных политических конфликтов в ряде муниципалитетов после этих выборов в самоуправления.
Однако ответственный за региональную политику министр внутренних дел Эймутис Мисюнас предупреждает, что после этих муниципальных выборов в некоторых городах и районах может возникнуть политическая напряженность: "Хотя наши законы предусматривают способы решения таких кризисов, иногда — очень радикальные, например, введение прямого управления, все равно мы верим в здравый смысл и надеемся на согласие между мэрами и советами в абсолютном большинстве муниципалитетов".
Будем и мы надеяться, что из-за предстоящих президентских выборов верховная власть не начнет создавать политическое напряжение и суматоху во всей стране.
Будем надеяться на здравый смысл, что прямого управления не будет. Ни в отдельно взятом самоуправлении, ни во всей Литве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.