ВИЛЬНЮС, 6 фев – Sputnik. Конкурсы государственных закупок в "Литовских железных дорогах" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) продолжают выигрывать компании, связанные с Россией, говорится в расследовании литовской телерадиокомпании LRT.
По данным журналистов, акционеры литовского предприятия Railvec якобы связаны не только с российским концерном "Трансмашхолдинг", который получал миллионы от ЛЖД, но и с акционерами другой компании, ориентирующейся на калининградский транзит в Литву.
При этом утверждается, что вся эта сеть связана с бывшим главой "Российских железных дорог" Владимиром Якуниным, на которого распространяются индивидуальные санкции США.
Авторы материалы заявляют, что Railvec (ранее TMHB) продолжает участвовать в закупках ЛЖД, хотя суммы сделок не такие впечатляющие, как были при бывшем руководстве литовской госкомпании.
Несколько лет назад многолетний руководитель Lietuvos geležinkeliai Стасис Дайлидка подал в отставку под давлением СМИ. Руководство предприятия подозревали в том, что оно работает непрозрачно, в частности это касалось заключаемых сделок с другими предприятиями без проведения тендеров.
Расследование журналистов LRT показало, что в прошлом году дочерняя компания ЛЖД Vilniaus lokomotyvų remonto depas приобрела тормозные колодки для локомотивов. Победителем тендера стала Railvec, которая сделала самое выгодное предложение. По данным исследования, за год с этим предприятием были заключены и другие сделки на сумму около 800 тысяч евро.
Кроме того, отчеты ЛЖД по-прежнему включают компанию Lokomotyvai ir transporto komponentai, которая связна с российским "Трансмашхолдинг". Ее руководитель Армантас Ясайтис также является главой Railvec.
Не исчезла из поставщиков ЛЖД и компания Litmotas. В 2015 и 2016 годах она выиграла сделки на суммы 5,81 миллиона евро и 2,95 миллиона евро соответственно. В 2018 году сотрудничество между компаниями продолжилось — Litmotas получила заказы почти на 400 тысяч евро.
Как утверждает LRT, именно из-за сделок с Railvec и Litmotas в 2016 году сменилось руководство ЛЖД, так как с этими предприятиями заключались многомиллионные контракты без проведения конкурсов.
Нынешний глава ЛЖД Мантас Бартушка утверждает, что ничего не знал о сделках Vilniaus lokomotyvų remonto depas с Railvec и Litmotas, при этом он сказал, что предполагал, что контрактов с ними избежать не удастся.
"Пока что эти компании существуют, без них не обойтись. Они способны предоставлять услуги, их используют. Но реальная цель — изменив всю систему закупок, выйти прямо на производителей", — отметил Бартушка.
В 2018 году СМИ сообщили, что Дайлидка стал председателем совета директоров новой железнодорожной компания LGC Cargo. Контрольный пакет предприятия был приобретен латвийской Baltijas tranzita serviss.
Предполагается, что LGC Cargo также может быть связана с российским концерном. Как пишет LRT, в наблюдательный совет компании входят латвийские предприниматели, которые имеют совместные предприятия с РЖД.
Министр транспорта Литвы Рокас Масюлис прокомментировал информацию о закупках ЛЖД. Он заявил LRT, что на рынке не так много поставщиков.
"На рынке существует ограниченный круг поставщиков, и все они так или иначе связаны с бывшим руководством Lietuvos geležinkeliai. Их позиции настолько укрепились, что даже поставщики требуют, чтобы именно эти посредники стали частью поставок деталей", — сказал министр.
Скандал с Revolut
Последнее время литовские политики постоянно заявляют об "угрозах национальной безопасности", которые якобы исходят от России, и вмешиваются в дела компаний. Так, ранее в Литве разгорелся скандал вокруг финтех-компании Revolut.
Балтийская республика предоставила предприятию европейскую банковскую лицензию, что вызвало подозрения у депутата Сейма Стасиса Якелюнаса. Парламентарий обратился в Службу по расследованию финансовых преступлений (FNTT) и Департамент государственной безопасности (ДГБ, VSD) с просьбой выяснить, связана ли компания с Москвой.
Основатель Revolut заявил, что обвинения "в связях" предприятия с Кремлем основываются на недостоверных утверждениях. Он также опроверг заявления, что через международный фонд DST Global могли инвестировать влиятельные российские предприниматели, например Юрий Мильнер, упомянутый в материалах расследования.
Среди других "угроз" также назывались мобильное приложение "Яндекс.Такси" и компания "Лаборатория Касперского". Обвинения политиков так и не были подтверждены.
Кроме того, в ноябре прошлого года журналисты LRT обвинили лидера правящей партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунаса Карбаускиса в нарушении санкционного режима с Россией. Согласно их расследованию, принадлежащее политику предприятие Agrokoncernas, от управления которым он устранился после избрания в Сейм, закупает минеральные удобрения российского производства у посредника российской компании "Минудобрения" в Дубае, но импортирует их в балтийскую республику из России через Украину.
При этом на "Минудобрения" санкции не распространяются, а вот главный акционер компании, российский предприниматель, миллиардер Аркадий Ротенберг находится в списке индивидуальных ограничительных мер Евросоюза и США.