Калининград не замерзнет: зачем России плавучий терминал СПГ на Балтике

© Photo : korabli.euСудно "Маршал Василевский", архивное фото
Судно Маршал Василевский, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
Даже в том гипотетическом случае, если Литва в 2025 году откажется продлевать договор о транзите, Калининградская область перестрахована "Газпромом" полностью

Из Сингапура в Калининград 22 октября направилось новейшее, только что построенное регазификационное судно "Маршал Василевский" с грузом — 170 тысяч тонн СПГ, что в пересчете на обычное состояние газа составляет порядка 235 миллионов кубометров. Принадлежит судно той же компании, которая заказала его строительство у Mitsubish Heavy Industries, — государственному концерну России "Газпром".

Бункеровка судов с двигателями на СПГ

Стенд компании Газпром, архивное фото - Sputnik Литва
Американский СПГ проиграл газу из РФ на рынке Европы, заявили в "Газпроме"
Прежде, чем понять, что именно будет делать "Маршал Василевский" в Калининграде, давайте изучим его техническое описание. Объем хранения СПГ — 170 тысяч тонн, контрактная стоимость — 295 миллионов долларов. Явно дороже регазификационного терминала Independence, который был построен на той же судоверфи в Ульсане по заказу Литвы. "Газпром" не умеет считать деньги? Нет, умеет, причем очень хорошо.

"Маршал Василевский" — судно ледового класса Arc 4, то есть оно спокойно может преодолевать льды толщиной до одного метра. Зачем ему такая красота, если он будет мирно стоять у причала, сооруженного на побережье Балтийского моря в районе поселка Романово Зеленоградского района Калининградской области? Дело в прочих параметрах этого проекта. Судно может использоваться не только для регазификации — оно сможет трудиться как танкер-газовоз на каботажном плавании, то есть как обычный перевозчик СПГ, в том числе и из порта Сабетта — потому и потребовался арктический класс.

Мало того, "Маршал Василевский" адаптирован под бункеровку судов, то есть сможет заправлять корабли с двигателями, работающими на СПГ. Если кто-то забыл — ЕС издал регулу, которая обязывает с 2022 года все суда в акватории Балтийского моря иметь двигатели, обеспечивающие выброс углекислого газа в пределах 0,1 процента, сейчас этот норматив составляет один процент.

Следовательно, судов с двигателями на СПГ с каждым годом будет становиться все больше, только в этом году со стапелей спустят порядка 600 таких кораблей. Конечно, далеко не все они предназначены для Балтийского моря, но у компаний-судовладельцев теперь всего два варианта. Либо устанавливать сложнейшую и дорогостоящую систему фильтрации, либо переходить на СПГ. Так что в данном случае "Газпром" действует так, как положено серьезным предпринимателям, — чем раньше удастся войти на новый рынок, тем большая доля в нем достанется.

Европейская сеть АГНКС "Газпрома"

Логотип компании Газпром на Петербургском международном экономическом форуме. - Sputnik Литва
Литва оказалась в должниках у "Газпрома"
Однако и это еще не все способы использования "Маршала Василевского". В конце лета 2016 года "Газпром" создал в Европе очередную дочернюю компанию Gazprom NGV Europe. Она будет заниматься ровно одним бизнесом — реализацией газомоторного топлива на АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях). Созданию компании предшествовали два года переговоров с Федеральным сетевым агентством Германии, но в конце концов агентство дало разрешение на этот не только экономический, но и экологический проект.

Автомобили с двигателями на метане, выбрасывают в атмосферу на 25 процентов меньше углекислого газа и на 75-ть меньше окиси углерода по сравнению с автомобилями на бензине. На момент создания, то есть более двух лет назад, у "Газпрома" имелись 50 АГНКС на территории Германии и еще десять в Чехии и в Польше. С другой стороны, летом этого года в Германии анонсировано уже два проекта строительства на ее побережье регазификационных терминалов, потому есть и еще одна перспектива. "Маршал Василевский", действуя в режиме танкера-газовоза, сможет поставлять на эти терминалы СПГ, который станет топливом для сети АГНКС "Газпрома" на территории Германии. Да и, собственно говоря, если уж Германия решила диверсифицировать свой газовый рынок за счет поставок СПГ на собственные терминалы — разве будет лишним на Балтике танкер-газовоз арктического класса, способный привезти СПГ с Ямала?..

Страховка для Калининградской области

Теперь касательно причала на берегу Балтики в Калининградской области. В непосредственной близости от него "Газпром" продолжает работы по расширению уникального подземного хранилища газа (ПХГ) — в соляных кавернах вымываются 14 емкостей, общий объем которых составит 800 миллионов кубометров, а производительность по выдаче газа в распределительную сеть Калининградской области — 12 миллионов кубометров в сутки.

Судно Solitaire во время проведения работ по укладке труб газопровода Северный поток-2 в Финском заливе. 5 сентября 2018 - Sputnik Литва
Затянувшееся детство: чего так и не поняли Литва и Польша, вступив в ЕС

Калининградское ПХГ имеет большое значение для обеспечения энергетической безопасности региона — это такая "стандартная" фраза, после которой принято вести речь о том, что Литва способна в любой момент прервать транзит газа в наш европейский эксклав. Но это, уж простите за резкость, — просто истерика публики, желающей видеть во всех наших европейских соседях "маленькие Украины", агрессивных, желающих "укусить Россию при любой возможности".

Да, руководители и политики Литвы любят антироссийскую риторику — это чистая правда. Вот только после того, как подписан обязывающий договор, Литва ведет себя так, как и положено стране, входящей в ЕС. Договор о транзитных услугах при поставке природного газа по магистральному газопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград (далее — МВКК) подписан между Россией и Литвой в 2015 году сроком на десять лет. Нет, вы не ослышались — в разгар ввода всевозможных антироссийских санкций со стороны ЕС литовцы спокойно согласовали и подписали контракт. Покупая газ у России, отчего бы и не получить транзитные платежи от нее же?

Тем более что МВКК исключительно надежен, с ним никаких хлопот и забот. Первая нитка была проведена в 1985 году, но в 2005-м "Газпром" модернизировал ее практически полностью. Была построена новая компрессорная станция "Краснознаменская", которая обеспечивает давление в газопроводе 5,4 мегапаскаля, в связи с чем пришлось провести ревизию всех труб. В 2009 году была введена в эксплуатацию вторая нитка МВКК, на территории Литвы построена еще одна компрессорная станция— "Яунюняй".

В результате Калининградская область получает в течение года 2,5 миллиарда кубометров газа, чего было вполне достаточно до недавнего времени. Две новые газовые теплоэлектростанции, Маяковская и Талаховская, потребовали от "Газпрома" строительства двух газопроводов-отводов к Гусеву и Советску, что и было сделано в 2016 году. В рамках программы газификации Калининградской области в 2016-м был построен газоотвод к Черняховску, по которому в год проходит 205 миллионов кубометров газа.

Газа столько, сколько потребуется

Если коротко — растет потребление газа в Калининградской области, газ стал энергетическим ресурсом для трех новых электростанций. Значит, что? Правильно — нужно иметь резерв на случай климатических сюрпризов. Вот эту безопасность, прежде всего, и будет обеспечивать Калининградское ПХГ. И, если уж совсем, что называется, прижмет, в ход пойдут и возможности "Маршала Василевского". Его максимальная производительность по регазификации составляет 13,2 миллиона кубометров готового газа в сутки. Швартуем к причалу, включаем установки — спасаем замерзающий Калининград.

Здание судостроительного комплекса Звезда в Большом Камне в Приморье, архивное фото - Sputnik Литва
На судоверфи "Звезда" начали серийное производство танкеров на СПГ

Есть неблагоприятный прогноз, который заранее показывает, что 2,5 миллиарда кубометров газа на год не хватит? Значит, "Маршал Василевский" будет вкачивать столько газа, сколько потребуется, — его годовая производительность по регазификации составляет 2,3 миллиона тонн СПГ в год, что дает более трех миллиардов кубометров газа в обычном состоянии. Даже в том гипотетическом случае, если Литва в 2025 году откажется продлевать договор о транзите, Калининградская область перестрахована "Газпромом" полностью. Вот только вряд ли подобное произойдет — Литва все же не Болгария, которая способна отказаться от транзитных платежей ради мутных политических выгод.

Теперь подведем итоги. "Газпром" планово ведет газификацию Калининградской области, как и многих других регионов России: строятся ПХГ и новые газоотводы, расширяются распределительные сети. Универсальный танкер-газовоз, топливозаправщик и регазификатор "Маршал Василевский" движется в сторону Балтийского моря.

Его прибытие обеспечит не только подстраховку Калининградской области, но и возможность реализации еще двух-трех бизнес-планов государственной российской компании "Газпром": бункеровка кораблей с двигателями на СПГ, поставка СПГ на европейские регазификационные терминалы из арктического региона, обеспечение газомоторным топливом сети АГНКС "Газпрома" на территории Европы. Удивительный случай — не видно минусов, но бывает и так. И это — хорошо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0