ВИЛЬНЮС, 30 окт – Sputnik. Литва заняла первое место в рейтинге по степени доступности дошкольного образования в исследовании "Несправедливый старт: Неравенство в образовании детей в богатых странах".
Рейтинг опубликовал Флорентийский исследовательский центр Innocenti, входящий в ЮНИСЕФ. В исследовании рассматривалась 41 страна — член Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Как выяснили исследователи, проживание в богатой стране не гарантирует равный доступ к качественному образованию. В докладе говорится, что дети в менее богатых странах часто работают лучше в школе, несмотря на меньшую развитость образовательной системы.
В рамках исследования было составлено три рейтинга доступности образования: дошкольное, начальное и среднее. Основным являются показатели доступности среднего образования, поскольку оно обязательно для всех граждан и предшествует получению высшего образования.
Согласно выводам исследователей, самый справедливый доступ к дошкольному образованию обеспечен в Литве, Исландии и Франции, худший — в Турции, США и Румынии. Кроме того, отмечается, что в Литве 99,9 процента детей получают дошкольное образование.
К начальному образованию самый широкий доступ представлен в Нидерландах, Латвии и Финляндии, а самый избирательный — на Мальте, в Израиле и Новой Зеландии. Литва в этом списке заняла 13-е место.
В основном рейтинге по предоставлению среднего образования лидером стала Латвия, на втором месте — Ирландия, а на третьем — Испания. Хуже всего ситуация обстоит в Израиле, Болгарии и на Мальте. В этом списке Литва заняла 15-ю позицию.
Исследователи также отметили, что девочки учатся лучше, чем мальчики, во всех странах. Это различие, как правило, растет по мере взросления детей. При этом между странами разрыв в этой области достаточно высок. В возрасте 15 лет в Ирландии девочки учатся лучше, чем мальчики, только на два процента, а в Болгарии — на целых 11 процентов.
В докладе предлагается обеспечить "справедливый старт" всем детям, проживающим в развитых государствах. Важное значение имеет как равенство, так и устойчивость образования, которые, по словам исследователей, скорее формируются политикой.
В докладе Innocenti также даны рекомендации по сокращению неравенства в образовании детей. Среди них — гарантировать качественное раннее образование, обеспечить всех детей хорошим уровнем базовых знаний, сократить социально-экономическое неравенство, закрыть "гендерный вопрос" в отношении образования детей, сосредоточиться на равенстве, а не на "усреднении".