Официально сейчас он считается героем. А недавно, в советские времена, считался антигероем и обвинялся в тяжких преступлениях. Так где же правда?
Вероятно, всей правды об этом человеке мы никогда не узнаем. Слишком много времени прошло с 1957 года, когда его смертный приговор был приведен в исполнение. Но давайте узнаем, по крайней мере, всю правду о себе. Что о нас говорит тот факт, что спустя столько лет мы по-прежнему продолжаем думать, что послевоенный период был временем борьбы великих героев и великих негодяев?
Существует такое понятие — "работа с памятью". Это означает, что человеческое сообщество должно работать над коллективной памятью, чтобы адекватно воспринимать собственное прошлое. Над этим мы почти не работали в советские годы, не работаем и сейчас. Например, что мы знали об Адольфасе Раманаускасе (Ванагасе) и всем движении "лесных братьев" в советское время?
Почти ничего. Знали только те, кто с ними столкнулся, от них пострадал или, наоборот, кто им помогал. Остальная — большая — часть населения лишь иногда слышала или читала о "бандитизме буржуазных националистов" и "классовой борьбе" в литовских деревнях.
Советская власть избегала этой темы в принципе, потому что она была неприятной. Ведь коснись ее, пришлось бы объяснять, почему многие литовцы оказались в лесах и выступили против советского правительства. А это не вписывалось в пропагандистскую теорию о "всенародной" поддержке социалистических перемен в послевоенной Литве.
Правда, был фильм талантливого режиссера и сценариста Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать", в котором тонко раскрывалась послевоенная драма. Однако один, пусть и отличный, фильм не мог компенсировать отсутствия систематической работы с памятью. Прошло 40 советских лет, которые законсервировали тему "лесных братьев" в принципе.
И тогда наступил 1988-й. Советскую элиту сместила элита "национальная" — и до 1992 года был период, когда началось перепрограммирование мозгов народа. Новой элите надо было закрепить национальную, местами националистическую, идеологию. Нужно было просто попросить о поддержке литовскую диаспору в США. В этой стране, как известно, жили многие литовцы, бежавшие от советской власти и симпатизирующие "лесным братьям". Некоторые из них во время войны помогали нацистам.
И снова та же ситуация: работать с памятью никто не хотел. Потому что это неприятно, приходится критически взглянуть на себя, а не только на других. По сути, новая власть представила нам ту же упрощенную картинку, только перевернутую с ног на голову: вместо "классовой борьбы" был использован термин "борьба за свободу".
Раньше, в советские времена, ссылки в Сибирь можно было оправдать ликвидацией "классовых врагов" и "бандитов". В настоящее время убийство невинных сельских жителей можно оправдать "борьбой с оккупантами". Как сказал один современный историк, "если убили соседа, значит, было за что".
Так новая национальная элита избавила себя от необходимости мыслить, анализировать конкретные случаи и разбираться в сложных исторических, психологических и политических процессах. К чему все эти интеллектуальные слюни? Рубанем с плеча, чтоб каждой бабке было понятно.
Как в советские времена было ясно, кто друг, а кто враг, так и теперь всем понятно, только наоборот. Ситуацию довела до фарса глава страны. Выступая на церемонии перезахоронения останков Раманаускаса, Даля Грибаускайте сказала: "Пусть это видят те, кто хотел стереть наше будущее, все, кто нас ненавидел, презирал и уничтожал, — этого никогда не будет".
Однако в своей диссертации 1988 года о советском народном хозяйстве и о том, как "лесные братья" препятствовали коллективизации, она точно так же угрожающе писала: "Классовые враги пытались остановить социалистическую реформу жестокими террористическими актами, запугиваниями, шантажом, уничтожением партийных и советских активистов, организаторов колхозных движений".
Если государством руководит такой двуличный человек, то и государственные церемонии становятся двусмысленными. И статья на одном из популярных порталов, которая начинается со слов "…вся Литва прощается с Раманаускасом-Ванагасом", сильно напоминает статьи из газеты "Правда" о том, как все советские литовцы скорбят из-за смерти какого-нибудь деятеля советской власти.
Недалеко ушли, господа политики и пропагандисты. Может, прекратите строить из себя великих патриотов? Может, хватит махать кулаками спустя столько лет с послевоенных боев? Может, пора попытаться понять, почему произошли те бои, почему нас постигло это несчастье, почему гибли невинные люди?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.