В Сейме уже рассматриваются несколько поправок к закону, представленных Карбаускисом, которые обеспечат больше прав избирательным комитетам, этим грозным конкурентам политических партий.
Вспомним: избирательные комитеты чаще всего являются объединениями непартийных граждан в избирательные списки, за которые, как и за партии, с 2014 года можно голосовать во время муниципальных выборов и выборов в Европарламент. По сути, это альтернатива партиям, от которых многие избиратели уже устали.
Таким образом, поправки, предложенные Карбаускисом, позволят либо создавать предвыборные коалиции между комитетами, либо объединять избирательные списки нескольких комитетов или нескольких партий и комитетов. Как известно, сила в единстве. Поэтому инициатива Карбаускиса, если ее реализовать, станет бомбой, которая может взорвать (или, по крайней мере, пошатнуть) основы партийной системы на предстоящих в марте 2019 года муниципальных выборах.
Уже на муниципальных выборах 2015-го избирательные комитеты во многих самоуправлениях продемонстрировали силу. В некоторых крупных городах, таких как Каунас, Паневежис, Шяуляй, Алитус, комитеты собрали по 30-40 процентов мандатов, а выдвинутые ими кандидаты в мэры выиграли прямые выборы. Это был явный сигнал того, что многие избиратели разочаровались в традиционных партиях.
А что произойдет, если комитеты начнут объединяться в предвыборные списки? Тогда традиционные партии могут и вовсе оказаться за бортом. Почуяв угрозу, исходящую от инициативы Карбаускиса, забеспокоился "народный патриарх" Витаутас Ландсбергис. В своей привычной, оскорбляющей манере он назвал комитеты "шайками", собравшимися только ради захвата власти.
Ничего себе "патриарх", плюющий на толкование Конституционного суда. Именно этот суд несколько лет назад постановил, что если к участию в выборах допускаются только партии, это ограничивает права большинства непартийных граждан на участие в управлении страной.
Карбаускис разумно опирался на это толкование Конституционного суда и заявлял, что не видит причин, по которым теперь избирательным комитетам надо запрещать совместные коалиции или коалиции с партиями. Если мы демократы, давайте будем последовательными. Кстати, если действовать последовательно, то комитеты надо допустить и к участию в выборах в Сейм.
Конечно, у Карбаускиса есть собственный расчет. В войне с консерваторами (которую, кстати, объявил не он, а сами консерваторы, плохо показавшие себя на парламентских выборах) ему нужны союзники. Не все "низы" голосуют за "крестьян" Карбаускиса, что особенно заметно в регионах, потому что там постоянно появляется тот или иной местный лидер "низов".
Такой лидер ловко создает избирательный комитет и ведет за собой электорат. Карбаускис обеспечивает этим лидерам хорошее подспорье. И поскольку их избиратели похожи, то есть все они из нищей "второй Литвы", комитетам будет легко создать с "крестьянами" и предвыборную, и поствыборную коалицию.
Парадокс! Демократизируя закон о выборах в органы самоуправления, Карбаускис этим же разрушает существующую партийную систему — так получается, что чем больше демократии, тем хуже существующим партиям. Да, мы дожили до этого: интересы партий и демократии, похоже, начинают противоречить друг другу. По крайней мере, так можно истолковать заявление Ландсбергиса.
Проблема действительно существует. За 28 лет независимости политические партии окостенели, отошли от народа. Ведь не зря из старых партий не раскололись только консерваторы. Раскололись и зачахли социал-демократы, социал-либералы, теперь и партия "Порядок и справедливость", когда Роландас Паксас покинул ее ряды. Либералы вообще сели в лужу, когда их лидера заподозрили в коррупции. Этот вакуум заполнили "крестьяне" и избирательные комитеты.
Однако было бы слишком наивно ожидать, что с этими новичками наша демократия расцветет, а благосостояние вырастет. Хорошо, когда избирателям везет. Когда они выбирают рационального, спокойного хозяина, такого как Висвалдас Матийошайтис, нынешний мэр Каунаса со своим собственным избирательным комитетом.
Однако в других комитетах часто бывают люди, которые успели сменить по несколько партий. Хватает и крикунов, популистов, таких как Пятрас Гражулис, который уже помогает комитету Паксаса.
В конце концов, избирательные комитеты по существу являются теми же политическими партиями, только называются по-другому. Потому что, действуя в политическом поле, комитеты неизбежно будут вынуждены учитывать политические законы, то есть создавать собственные руководящие органы, иерархию, выбирать идеологическое направление.
Таким образом, несмотря на то, что инициатива Карбаускиса может разрушить основы существующей партийной системы, на ее обломках снова возникнут партии, только под другими названиями. Остается надеяться, что после такого потрясения политики хотя бы понемногу, но начнут учиться на ошибках своих предшественников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.