Бизнес в выигрыше, политики в проигрыше: как российский СПГ завоюет Балтию

© Sputnik / Максим БлиновЛоготип компании "Газпром" на Петербургском международном экономическом форуме.
Логотип компании Газпром на Петербургском международном экономическом форуме. - Sputnik Литва
Подписаться
По итогам первого полугодия этого года в Эстонию экспортировано уже 8700 тонн российского СПГ, рост составил 55 процентов, и у Eesti Gaas есть уверенность, что это далеко не предел. Кроме того, российский СПГ у Eesti Gaas стали охотно покупать латвийские и польские компании

Когда мы вспоминаем о производстве сжиженного природного газа (СПГ) в нашей стране, первое, что приходит в голову, конечно же, "Ямал-СПГ" в Арктике. Смелый, дерзкий проект — никто никогда не строил так далеко на севере такой огромный завод. Газеты и порталы охотно рассказывают о росте экспорта, перечисляют все новые страны, газовые компании которых принимают "арктический газ". Юго-Восточная Азия, Китай и даже США, а поставки ямальского газа в Испанию многие комментировали как начало отечественного экспорта СПГ в Европу.

Российский СПГ: путь в Европу

Прекрасная история, вот только первые поставки СПГ в Европу Россия начала вовсе не с полуострова Ямал. Кто в Европе оказался самым проворным и первым "поймал" российский СПГ? Кто рискнул пойти наперекор антироссийским дискриминационным мерам, русофобской риторике политиков? Давайте ломать стереотипы!

СПГ Klaipedos nafta - Sputnik Литва
Один на один с СПГ: почему Еврокомиссия не может спасти Литву от нее самой

С 2017 года поставки СПГ из России начала компания Eesti Gaas. Нет, не из Арктики. Годом ранее, в мае 2016-го компания "Криогаз", стопроцентная "дочка" "Газпромбанка", построила малотоннажный завод по производству СПГ в городе Пскове. Построили быстро — в 2015-м было подписано соглашение с Псковской областью, за год инвестировали 670 миллионов рублей и сдали завод в эксплуатацию.

Мощность завода — 21 тысяча тонн СПГ в год, за год он перерабатывает около 30 миллионов кубометров природного газа. Строили его для нужд самой Псковской области — планировался перевод с мазута на СПГ котельных в Пушкинских Горах и Опочке. Но что-то изменилось в областных планах, и вот тут заводу на помощь пришли соседи-эстонцы. Внезапно? С одной стороны — да, но внезапность относится скорее не к темпам переговоров и подписанию контракта, а к тому, что Eesti Gaas рискнула продемонстрировать прагматический подход вопреки политической линии что Эстонии, что Евросоюза.

Эстонская компания занималась собственным бизнесом — снабжала потребителей природным газом, строила распределительные сети, вышла на рынок производства электроэнергии. Трубопроводного газа от бывшего своего совладельца "Газпрома" ей вполне хватало для неспешного, но уверенного роста… Но еще не успели далеко улететь шарики, запущенные в небо во время торжественной церемонии открытия псковского завода, как буквально через несколько дней эстонские газовики уже подписали первый годовой контракт. Зачем Eeati Gaas потребовался СПГ? Так Евросоюз вынудил!

Одна из директив Еврокомиссии, всеми способами борющейся с загрязнением атмосферы продуктами горения, касается непосредственно Балтийского моря: с 2015 года содержание серы в судовом топливе здесь не должно превышать 0,1 процента. Это означает, что суда практически не могут использовать мазут или сернистое дизтопливо и вынуждены перейти на сравнительно дорогой малосернистый дизель либо устанавливать дорогостоящие установки по улавливанию серы.

Северный поток - 2 - Sputnik Литва
Немецкие СМИ рассказали, почему Германия не будет покупать американский СПГ

В этой ситуации использование СПГ в качестве бункерного топлива становится выгодным, особенно на судах, которые изначально сконструированы для заправки СПГ. Крупнейшая судоходная компания Эстонии Tallink поняла, что ничего с этой Еврокомиссией не поделаешь, и в 2015 году по ее заказу на финской судоверфи начали строить новый паром Megastar, судовая установка которого изначально рассчитана на использование СПГ.

Объем баков — 600 кубометров, вливать в них надо 18 тонн СПГ, годовая потребность парома, который встал на линию Таллин — Хельсинки, составляет порядка 12 тысяч тонн. Eesti Gaas под этот проект купила в Германии восемь современных полуприцепов, оснащенных мощными криогенными насосами, и теперь они безостановочно курсируют между Псковом и Таллином — четыре туда, четыре обратно. Заправка парома идет по ночам truck-to-ship ("из прицепа на корабль"). За 2017 год эстонцы таким способом импортировали 12000 тонн псковского СПГ, на первый год вполне хватило.

Экспорт растет

По итогам первого полугодия этого года в Эстонию экспортировано уже 8700 тонн российского СПГ, рост составил 55 процентов, и у Eesti Gaas есть уверенность, что это далеко не предел. Что, еще один паром появился? Нет, все проще — российский СПГ у Eesti Gaas стали охотно покупать латвийские и польские компании: "Что, политики чем-то недовольны? Нет, не слышали — мы в дороге!"

Еврокомиссия и не думает отменять свои требования к чистоте судового топлива, так что кораблей, которые будут ходить на СПГ, на Балтике с каждым годом будет становиться все больше. Eesti Gaas успела первой к "псковскому пирогу", и, чтобы в Прибалтике не появились новые конкуренты, работать придется много. Цель очевидна — подписывать контракт на весь объем СПГ, который "Криогаз-Псков" способен произвести, ведь в этом регионе у России других заводов нет. Ну, если точнее, пока нет.

"Сонная российская глубинка"

Газпромбанк уже в 2016 году озвучил планы по строительству в Псковской области второго малотоннажного СПГ-завода, но что-то замешкался. Кто там что рассказывает про "сонную российскую глубинку"? Наверное, те же юмористы, которые любят анекдоты про "горячих эстонских парней", которые только в анекдотах и бывают медлительными.

Пресс-конференция канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом Литвы Далей Грибаускайте и премьер-министрами стан Балтии, 14 сентября 2018 года - Sputnik Литва
Меркель во время визита в Литву объяснила важность "Северного потока – 2"

В начале апреля этого года врио губернатора Псковской области отчитался перед вице-премьером РФ Дмитрием Козаком о том, что область подписала с московским "КриомашГазом" договор о строительстве второго СПГ-завода в райцентре Дедовичи. Да, это подальше от границы с Эстонией, зато запланированная мощность производства — более 100 тысяч тонн СПГ в год.

Газпромбанк, узнав о новости, что-то заподозрил, и в июне этого года генеральный директор "Криогаза" Ричард Рудницки честно признался, что без второго завода компании ему Псковская область кажется не достаточно комфортной. Проект завода мощностью 150 тысяч тонн в год уже, оказывается, разработан, осталось подходящую площадку найти. Вот вам и "сонная губерния"…

Пусть пока небольшой, но совершенно наглядный проект сотрудничества соседей — Псков эстонским портом прирастать будет, эстонский порт окажется способен обслуживать все больше экологически чистых морских кораблей, постепенно подтянуться и остальные соседи по региону. В выигрыше — все перечисленные, в проигрыше — только политики, пытающиеся не дать развиваться взаимовыгодному бизнесу.

Но это не самая большая беда — в конце концов, политиков и сменить можно. Почему это может начать происходить именно в Эстонии? Ну, во-первых, почему бы и нет, а во-вторых, мы вот только что посмотрели на совершенно реальный, живой пример эстонского прагматизма. Маловато? Раз уж мы эстонских портов коснулись, то вот еще одна история, пока не оконченная.

Экранопланы стремятся в Европу

В 2013 году один из конструкторов советских экранопланов Эдуард Владимирович Васильев создал в Нижнем Новгороде частную компанию RDC Aqulines, группа инженеров которой разработала проект экраноплана ЭП-12 — коммерческого, небольшого, на 12 пассажиров. Проект ЭП-12 Эдуард Васильев, умерший в 2016 году, разработать успел, а вот построить хотя бы одну машину — нет. Инвесторы есть, но заказчиков не было.

Строительство МГП Baltic Connector - Sputnik Литва
Удивили очень сильно: как ЕК придумала газовый проект, не нужный никому

До прошлого года не было, теперь есть — эстонская компания Sea Wolf Express. Вот нравится эстонцам идея этих кораблей, скорость которых будет достигать 400 километров в час — они с посадкой и высадкой пассажиров из Таллина в Хельсинки будут доставлять за 20-30 минут.

Первый ЭП-12 уже в Таллине, испытания проходит, пилоты (или капитаны — так сразу и не поймешь) осваивают фантастическую машину. Получится проект — это будет началом революции в пассажирских морских перевозках во всей Европе. Разработка и производство — наши, российские, но организационные усилия — со стороны действительно горячих эстонских парней. Остается пожелать успехов этой международной команде и того, чтобы политики под ногами не путались.

© SputnikЗависимость стран Европы от российского газа
Бизнес в выигрыше, политики в проигрыше: как российский СПГ завоюет Балтию - Sputnik Литва
Зависимость стран Европы от российского газа

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0