Влияние Еврокомиссии на государства, входящие в ЕС, хоть и значительно, но не безгранично. Попытки навязывать свои политические пожелания крупным европейским газовым компаниям положительных результатов не дают, поэтому, планируя бои против "Газпрома", ЕК вынуждена искать подневольных союзников в странах ЕС, бюджет которых зависит от субсидий и проектного финансирования со стороны Брюсселя.
Но есть один нюанс: поскольку профессионалы из газовых компаний желания сотрудничать с ЕК не испытывают, в качестве экспертов Брюссель привлекает людей, которые создают проекты удивительные, занимательные, но с экономической реальностью не имеющие ничего общего. Впрочем, не только с экономикой в проектах ЕК большие разногласия.
Финско-эстонская "труба"
Осенью 2013 года эстонская компания EG Vorguteenus по заказу и на деньги ЕК приступила к исследованию морского дна Финского залива, чтобы оценить экологическое воздействие при строительстве подводного магистрального газопровода Baltic Connector. По замыслу авторов проекта, газопровод должен соединить газовые системы Финляндии и Эстонии, основная цель — разумеется, достижение независимости от "Газпрома".
Вот здесь почерк ЕК виден невооруженным глазом — этот проект не интересен ни одной газовой компании, включая даже государственные компании Эстонии (Eesti Gaas) и Финляндии (Gasum). Причина очевидна — и Финляндия, и Эстония 100 процентов своего газа получают из России. А каким образом "морская труба" может обеспечить независимость от "Газпрома", ответить не может никто.
Пояснения, которые дает сама ЕК, сводятся к тому, что российский газ, после того как его купит финская компания, становится финским, а в случае покупки эстонской компанией автоматически становится эстонским. Так почему бы после этого Финляндии и Эстонии не помочь друг другу?
Исследование морского дна много времени не отняло — уже в 2014 году все результаты были предоставлены ЕК и правительствам Финляндии и Эстонии. Но убедить Eesti Gaas и Gasum в выгодности и перспективности Baltic Connector не получалось.
Владельцем 25 процентов акций финского Gasum в то время был "Газпром", к специалистам которого за консультациями финны и обратились: "Достаточно ли независимыми мы от вас станем, коллеги, если будем перегонять друг другу ваш газ?" Коллеги, думается, удивились настолько, что… В общем, удивились очень сильно.
Но любой серьезный предприниматель — всегда немножко дипломат, поэтому ответ был дан совершенно серьезно, пересказать его можно коротко. Эстония ежегодно закупает у "Газпрома" порядка 0,5 миллиарда кубометров газа, Финляндия — от трех до 3,5 миллиарда. Даже если весь этот объем газа в течение года прогнать через Baltic Connector пять-шесть раз, 110 миллионов евро, в которые предварительно оценивала проект ЕК, окупиться не успеют, поскольку гарантийный срок даже самых качественных труб составляет всего 50 лет.
Театр абсурда
Gasum сделал вид, что такой ответ стал для него полной неожиданностью, и участвовать в проекте отказался, его примеру последовал и Eesti Gaas. Эстонцы, правда, продержались чуть дольше, поскольку ЕК настаивала, что по трубе будет "бегать" еще и норвежский газ. Он должен был, по плану, поступать в виде СПГ на региональный регазификационный терминал, который правительства Эстонии, Латвии и Литвы договорились строить в Латвии как региональный проект, финансировать который намеревалась та же ЕК.
Но в 2014 году Литва в одностороннем порядке вышла из "тройственного союза", решив обустроить регазификационный терминал самостоятельно. Проект Indenpendence статуса регионального не получил — Латвия официально заявила, что она в нем участвовать не намерена, поскольку Литва ее, прямо скажем, обманула. Нет статуса — нет и финансирования из бюджета ЕС, в связи с чем Eesti Gaas внезапно понял, что литовский Indenpendence его тоже совершенно не интересует, а потому не интересует и "труба" в Финляндию.
ЕК тем не менее настаивала: "Ребята, тяните трубы, газ найдется!" "Газпром" через Gasum поинтересовался у ЕК, в каком месте финны и эстонцы должны будут хранить этот таинственный газ, который будет возникать сам по себе неизвестно откуда. ЕК ответила честно — в подземном хранилище "Инчукалнс" в Латвии.
После этого газпромовцы окончательно поняли, что в Брюсселе накал борьбы с Россией достиг высочайшего уровня — блокирующий пакет в 34 процента акций ПХГ "Инчукалнс" принадлежит "Газпрому", независимость от которого должен обеспечить Baltic Connector…
Заподозрив, что такое состояние ума может оказаться заразным, в 2015 году "Газпром" вышел из состава Gasum, за 250 миллионов евро продав свои акции правительству Финляндии. Но, несмотря на это, Gasum своего мнения менять не стал — пусть Baltic Connector прокладывает кто угодно, мы в этом не участвуем.
Русофобия — это дорого
Русофобия всегда требует жертв от того, кто ею страдает, — правило, исключений из которого нет. В 2014 году мощность Baltic Connector проектировалась в два миллиарда кубометров газа в год, смета составляла 110 миллионов евро, из них ЕК готова была вложить 50 процентов. В августе 2016-го Еврокомиссия сообщила, что проект изменен, а ее доля в финансировании составит уже 75 процентов: "Проект стал мощнее, между Финляндией и Эстонией можно будет перекачивать 7,2 миллиона кубометров газа в сутки, стоимость теперь составляет 250 миллионов евро".
Давайте внимательно всмотримся в цифры. По первому варианту ЕК соглашалась предоставить 55 миллионов евро, столько же требовалось от Финляндии и Эстонии. По второму варианту мощность газопровода увеличивается с двух миллиардов кубометров до 2,6 — то есть на 33 процента. А смета выросла со 110 до 250 миллионов евро — на 125 процентов! Финансирование ЕК в старом варианте — 55 миллионов евро, в новом — 187 миллионов, то есть троекратный рост. Да, теперь Эстонии и Финляндии самостоятельно нужно искать чуть больше — не 55, а 67 миллионов евро, но в итоге у эстонско-финского консорциума на балансе появляется актив в 250 миллионов, прекрасное обеспечение для любых новых проектов, которое может достаться за четверть цены.
И — о, чудо! — эстонцы и финны поняли, что этот проект чертовски привлекателен и необходим, иначе зависимость от "Газпрома" станет невыносимой.
Эстонцы сменили излишне профессиональный Eesti Gaas на другую госкомпанию — Elering, финны и вовсе создали новую — Baltic Connector OY. Теперь эти компании, вложив в реализацию проекта 62,5 миллиона евро, получат актив, который стоит 250 миллионов. Красиво! Но если ЕК готова заплатить за русофобию — почему бы и нет?
В этом году 9 июня в торжественной обстановке старт строительству МГП Baltic Connector был дан, официальные лица произнесли речи, лейтмотив которых ласкает слух чиновников ЕК: "Наконец-то мы уменьшаем независимость от российского газа!" Прекрасное настроение, однако, 13 августа испортил арбитраж ВТО, закончивший многолетнее рассмотрение жалобы "Газпрома" на дискриминационные действия Еврокомиссии.
"Анализ показывает, что меры, принимаемые ЕК для реализации проектов трансъевропейских энергетических сетей, имеют целью исключить использование строящейся инфраструктуры российскими поставщиками газа, то есть дискриминируют их", — таково заключение арбитража ВТО. Но его решения носят рекомендательный, а не обязательный характер, так что ЕК получила всего лишь рекомендацию привести законодательство в соответствие с требованиями Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Интересный вердикт получился — впервые действия ЕК признаны идущими вразрез всем принципам либеральной экономики, которые ЕК на словах так старательно защищает. Будет ли "Газпром" продолжать судебные тяжбы с Еврокомиссией, время покажет, а мы лучше посмотрим, как обстоят дела с торговлей российским газом не на словах, а в реальности — на основании статистики и новых проектов "Газпрома" и газовых компаний Прибалтики. Будет интересно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.