Комиссия правительства Литвы по развитию экономической инфраструктуры 20 августа огласила результаты анализа ситуации с регазификационным судном Independence, с 2014 года стоящим на причале порта Клайпеда. Находится оно там на основании десятилетнего договора об аренде, который правительство Литвы подписало с владельцем — норвежской компанией Hoegh LNG, цена аренды составляет около 60 миллионов евро ежегодно.
Сдержать "Газпром"
Вывод, который сделала комиссия, заседавшая около полугода: как только появится возможность, Литве необходимо немедленно выкупать Independence. Сумма, которую нужно будет выплатить норвежской компании, — предмет коммерческой тайны, но литовские СМИ говорят, что она составит от 120 до 160 миллионов евро. И ее предстоит где-то найти — государственный бюджет Литвы свободными средствами в таком объеме не располагает.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис по этому поводу дал комментарий, оригинальностью не отличающийся: "Очень важно, чтобы сохранялось ценовое давление на монополиста, ведь если мы откажемся от терминала и он уплывет, то цены могут подняться и на 20 процентов".
Такое впечатление, что премьер был обязан что-то сказать — вот и выдал текст. Почему подорожает, почему на 20 процентов, почему не на 250? А вдруг Россия обрадуется тому, что Independence уплывает из Литвы?
Решение правительственной комиссии показывает, что в Литве еще не все потеряно — в ее руководство тайными тропами пробрались люди, которые трезво оценивают обстановку и понимают, что Литва, мягко сказано, "вляпалась".
Независимость от здравого смысла
Судно Independence носит действительно символическое название, вот только символизирует оно не достижение энергетической независимости от России, как пытаются убедить всех литовские политики, а независимость руководства Литвы от здравого смысла. Это даже не пароксизм антироссийских настроений, это именно независимость от здравого смысла, от логического мышления, от заботы о собственной стране.
Арифметика арендного договора несложна — за десять лет госбюджет Литвы "озолотит" владельцев терминала примерно на 600 миллионов евро. Пусть Россия для Литвы не указ, давайте тогда сравним литовский СПГ-проект с тем, который смогла реализовать ее южная соседка, Польша.
Регазификационный терминал в порту Свиноуйсьце был сдан в эксплуатацию на год позже, чем в Литве, но в Польше этот терминал именно строили — он у них стационарный, наземный. И он создавался, чтобы стать государственной собственностью. Построен специальный причал, который позволяет полякам принимать газовозы, приходящие из Катара, а это технически не так просто.
Дело в том, что Катар строил свои газовозы до начала "сланцевой революции" — тогда, когда США были самым крупным покупателем катарского СПГ. Эти газовозы – самые большие в мире по размерам и объемам, полякам пришлось углублять дно, а общая смета "морских работ" составила более 100 миллионов евро.
Польский терминал — это 40 гектаров территории, выкупленных у частных собственников, это газопровод длиной в 120 километров, при помощи которого терминал был соединен с газораспределительными сетями Щецина. И мощность терминала Свиноуйсьце побольше, чем у Independence. Она составляет пять миллиардов кубометров газа в год против литовских четырех. Общая сумма, потраченная Польшей на реализацию проекта, — миллиард евро. Причал, земля, оборудование, криогенные емкости для хранения СПГ, газопровод — все это в собственности государства.
Уважаемые литовцы, что останется в собственности Литвы, когда закончится срок аренды Independence? "Сохраненное ценовое давление" на "Газпром", как сообщил ваш премьер-министр? За 600 миллионов евро вы получили право "давить", вы серьезно? Как же вам объяснить, что Михаил Задорнов свои юморески писал для того, чтобы люди читали и улыбались, а не для того, чтобы их превращали в государственную программу действий…
Для справки: вариант плавучего регазификационного терминала совсем рядом, в Калининградской области, реализует ужасный "Газпром", мечтающий о подъеме цены для Литвы на 20 процентов. Но государственный концерн России ни про какую аренду не думал. Вместо этого он составил условия тендера под свое индивидуальное техническое задание и провел этот тендер в соответствии со всеми международными правилами.
Ужасное поведение! Вместо того чтобы втихаря найти частную компанию, которой можно отдать миллиард долларов, — международный конкурс, прозрачные условия. Кошмар! Терминал "с нуля" и под индивидуальные требования "Газпрому" достраивает Южная Корея — за 560 миллионов долларов, вместе с доставкой и монтажом к трубопроводам, которые сейчас монтируются на калининградском побережье.
Как Литва Латвию обошла
Вам кажется, что приведенных сравнений уже достаточно, чтобы убедиться в том, что литовская independence — от здравого смысла? Тогда вы недооцениваете литовское руководство. В 2009 году в Риге собрались премьер-министры Литвы, Латвии и Эстонии — чтобы подписать тройственное соглашение по двум вопросам. Первый: куда именно будет идти энергокабель из Швеции. Второй: где будет строиться региональный прибалтийский регазификационный терминал. Слово "региональный" было главным — оно позволяло руководителям прибалтийских республик вести переговоры с Еврокомиссией о финансировании проекта из бюджета ЕС. И согласились господа премьеры с тем, что кабель — в Литву, а терминал — в Латвию, и подписи поставили, и слова торжественные произнесли.
А в 2014 году руководство Литвы исключительно самостоятельно ринулось к independence, наплевав на все обещания и соглашения. Реакция Латвии была по-человечески понятной — она честно и искренне призналась Еврокомиссии, что никакого отношения к литовской Independence не имеет, проект этот не региональный, а литовский. И не стало европейского финансирования, ЕК признала полную independence Литвы гробить деньги налогоплательщиков, как только вздумается. Потому, собственно, 600 миллионов евро и улетучиваются за десять лет из госбюджета Литвы — не Россия с "Газпромом" тому виной, а нечистоплотное поведение по отношению к соседям.
К этим 600 миллионам нужно прибавить стоимость газопровода Клайпеда — Куршенай в 60 миллионов, который Литве пришлось строить за свой счет. Зачем он потребовался? А куда девать газ, который получается из СПГ после регазификации, если в Балтийском регионе имеется ровно одно подземное хранилище газа — в латвийском Инчукалнсе? Когда этот газопровод окупится?
Точно такой же вопрос можно задать и про береговую инфраструктуру, которую пришлось сооружать для приема готового газа в распределительную систему Литвы, про инфраструктуру морскую, которая необходима для обеспечения безопасности Independence во время его работы. Работа и оборудование стоили 200 миллионов евро, и они тоже ушли из государственного бюджета.
Да никогда все это не окупится — Латвия и Эстония отказались покупать литовский СПГ, ведь это литовская independence, а не прибалтийская. Литовское руководство решило потратить 860 миллионов евро для того, чтобы "давить" на "Газпром", — и потратило. Теперь впереди еще 120-160 миллионов (если верить литовским СМИ) евро, которые придется вкладывать в Independence — и это прекрасно, ведь в результате на руках у Литвы окажется замечательное судно, которое позволяет и хранить СПГ, и регазифицировать его.
Правда, есть один нюанс — никто не знает, кто будет обслуживать это судно. Оно стоит в Клайпеде, но ни одного сотрудника с гражданством Литвы на нем за эти годы не появилось — арендовали у норвежцев, норвежцы и работают. Почему? А нет среди литовцев профессионалов с таким профилем — не было в Литве никогда такой отрасли экономики, откуда ж их взять. Тотальная independence, блистательная просто.
Какой вывод из всей этой истории? Да только один. Уважаемое правительство Литвы, запретите, бога ради, переводить рассказы Михаила Задорнова на литовский язык — вы их там как-то не так понимаете.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.