Компартия запрещена давно — после 1991 года. Но консерваторам этого недостаточно — настолько они боятся коммунистов.
Два неугомонных депутата из партии консерваторов, зрелый Аудронюс Ажубалис и молодой Лауринас Касчюнас, заручившись поддержкой со стороны своей фракции и, как они утверждают, не дождавшись обещанной правительством инициативы, сами начали готовить нечто вроде "маленького литовского Нюрнберга".
Предлагая принять полноценный закон, который официально установил бы статус "преступной" для Коммунистической партии, консерваторы сделают "преступниками" тех людей, которые в 1990 году, еще до того как партию переименовали в Демократическую партию труда Литвы, были коммунистами. Во времена перестройки их в республике насчитывалось около 200 тысяч. Прошло 28 лет, и значительная часть этих людей еще жива.
Каковы официальные мотивы упомянутых консерваторов? Их они изложили в пояснительной записке к законопроекту и на пресс-конференции. Хотя мотивы эти и так давно известны… Вроде бы, наконец, пришло время установить "историческую, а не моральную справедливость" (правда, что означает "моральная справедливость"— непонятно). И будто бы коммунистическая партия несет ответственность за "геноцид граждан Литвы".
Но подождите. Геноцид — это сознательное и методичное уничтожение какой-то нации. В XX веке немецкие нацисты сознательно убивали евреев и цыган. Турецкие власти в 1915 году сознательно уничтожали армян. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить или резко сократить число народов на конкретной территории.
В Литве же в советское время была внедрена другая — коммунистическая — концепция классовой борьбы, согласно которой власти пытались уничтожить экономическое и политическое господство "буржуазии", заменив его "гегемонией пролетариата". В этом процессе пострадали представители всех без исключения народов, которые жили в Литве, власти не разделяли репрессированных людей по национальности. Поэтому термин "геноцид граждан Литвы", используемый Ажубалисом и Касчюнасом, вводит в заблуждение, поскольку не бывает геноцида граждан.
Что касается "оккупации", которую консерваторы также приписывают коммунистам, стоит отметить, что шлагбаумы на литовской границе в июне 1940 года для Советской армии открыли сами литовские пограничники, поскольку не получили другого указания от тогдашнего президента Антанаса Сметоны. Так что обвинить в "оккупации" и объявить "преступным" можно было бы и режим Сметоны. Но о таких инициативах почему-то ничего не слышно. Господа консерваторы смотрят на историю очень избирательно.
Коммунисты, по словам консерваторов, ответственны за "уничтожение борцов за свободу Литвы". Наверное, имеются в виду "лесные братья". Но что делать, если некоторые "лесные братья" в послевоенные годы грабили и нападали на мирных граждан Литвы? Как скрыть тот печальный факт, что от их рук в послевоенное время погибли 25 тысяч мирных жителей, в том числе тысяча детей, единственный грех которых был в том, что их родители занимали какую-то административную или политическую должность?
Цель этой статьи — не в отрицании того, что сделали коммунисты. Кто оспорит, что во время их правления были коллективизация и депортации в Сибирь? Но в те дни святых не было. Однако нацисты, которые несли величайшую угрозу миру, были побеждены СССР вместе с союзниками на Западе. А Советский Союз возглавляла Коммунистическая партия… Выходит, что Запад стал "сообщником преступной организации"? Запад, который вместе с СССР после войны организовал Нюрнбергский процесс?
История — это переплетение противоречий, и разрубить их как гордиев узел провинциальным политикам этих дней не удастся. Время и историки расставят все на свои места. А наши политики таким образом просто решают свои проблемы. Ведь в чем суть громкого законопроекта, предлагаемого консерваторами?
В очень практичном аспекте. Ажубалис и Касчюнас не только предлагают на законодательном уровне обязать бывших коммунистов при выдвижении на политический пост или при поступлении на госслужбу публично декларировать свою тогдашнюю партийную принадлежность. Они предлагают, чтобы люди, которые попытаются скрыть или неточно представить этот факт своей биографии, были наказаны, например, в дальнейшем им бы запретили участвовать в конкурсе на госслужбу. Что это будет, если не новый тип дискриминации?
Короче говоря, "призрак коммунизма" никуда не исчез. Как некоторые коммунисты преследовали людей за их дворянское или буржуазное происхождение, так и эти "неокоммунисты" мечтают дискриминировать бывших рядовых коммунистов.
Удастся ли им? Увидим, когда члены Сейма проголосуют. В руководящем большинстве есть немало бывших коммунистов и даже сотрудников Центрального комитета Компартии, как, например, вице-спикер Сейма Гедиминас Киркилас. А отец лидера "крестьян" Рамунаса Карбаускиса занимал должность председателя колхоза. Согласятся ли эти люди объявить себя и своих родственников "членами преступной организации"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.