ВИЛЬНЮС, 1 авг – Sputnik. Представители партии "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) Лауринас Касчюнас и Аудронюс Ажубалис выразили сожаление, что над членами Коммунистической партии Литвы не был проведен трибунал, как над нацистами. Об этом они рассказали в интервью LRT.
Два консерватора, известные своей русофобской позицией, в среду зарегистрировали в Сейме законопроект о признании Литовской коммунистической партии (КПЛ, LKP) "преступной организацией".
Согласно представленному проекту, кандидаты в президенты, члены Сейма, депутаты Европарламента, члены муниципальных советов должны будут указывать в анкетах, занимали ли они руководящие посты в КПЛ. Соискатели на государственную должность или работу в дипломатической службе также должны будут сообщить о принадлежности к Компартии.
Касчюнас подчеркнул, что из-за отсутствия суда над коммунистами многие европейцы до сих пор не знают о "терроре", который якобы проводила Компартия.
"В случае с нацизмом произошел Нюрнбергский трибунал, там партия нацистов была объявлена преступной организацией, были перечислены санкции, а виновные наказаны. К сожалению, не было реального трибунала для коммунизма, и это причина, по которой в некоторых странах Западной Европы и в различных интеллектуальных слоях до сих пор нет точного понятия, что собою представлял коммунизм и какой вред он принес нациям Центральной Европы", — заявил депутат.
Ажубалис, в свою очередь, отметил, что никто из представителей Компартии так и не раскаялся в поддержке "оккупационного режима". По его мнению, некоторым коммунистам удалось убедить общественность в том, что они действовали по указанию Москвы, а не принимали решения сами.
"Я думаю, что это изнасилование истории, потому что эти коллаборанты, которые установили коммунистический режим и поддерживали его, создавали соответствующую идеологию, подавляли средства массовой информации и активно выступал против веры, церкви и свободы человека, потом работали в Литве", — заявил Ажубалис.
Консерваторы отметили, что принять законопроект о признание КПЛ "преступной организацией" ранее не представлялось возможным, потому что в литовском обществе влияние коммунистов было довольно большим.
По утверждению Ажубалиса, в течение 18 лет после становления независимости Литвы в 1991 году страной управляла посткоммунистическая номенклатура, поэтому подобная резолюция не могла быть принята. Почему политик назвал именно цифру 18, он не уточнил и не прояснил.
Ранее Касчюнас и Ажубалис разработали законопроект, в котором предлагается присвоить Литовской коммунистической партии статус "преступной организации, которая в 1940-1941 и 1944-1990 годах помогла СССР оккупировать Литву".
Деятельность Компартии Литвы запрещена на территории страны с 1992 года, но соответствующий закон не принят до сих пор.
В феврале Касчюнас и Ажубалис обратились к спикеру Сейма Викторасу Пранцкетису, чтобы тот поручил правительству разработать такой законопроект, однако пока документ не был подготовлен.
Реакция в России
В интервью Sputnik Литва член Коммунистической партии России, член комитета Госдумы по делам национальностей Александр Кравец заявил, что такая атака литовских политиков "на партию, которая провозглашает вообще великие гуманистические цели, — это признак патологии умственной, психической у определенного круга руководства нынешней Литвы".
По словам депутата, чем больше в балтийской республике будут "запрещать и давить коммунистов, тем народу будет больше понятно, каких мерзавцев они терпят во власти".
Консерватор Аудронюс Ажубалис, который сейчас упрекает советскую власть, тем не менее работал в госструктурах во время правления Компартии. С 1979 по 1988 год он был чиновником в Литовском государственном комитете по делам издательств, печати и книжной торговли. Кроме того, в 1977-1979 годах Ажубалис отслужил в рядах Советской армии.
Среди нынешнего руководства Литвы есть те, кто в свое время был "убежденными коммунистами". Президент Даля Грибаускайте в советское время дослужилась до преподавателя Высшей партийной школы Вильнюса — высшего органа кадров Компартии Литвы. Даже после провозглашения Литвой независимости Грибаускайте некоторое время не покидала должность и не выходила из партии. Только после распада СССР Грибаускайте, резко сменив риторику, превратилась в "защитника демократии".
Сами представители партии литовских консерваторов, разработавшие законопроект о КПЛ, известны своей русофобской позицией. В числе их предложений — узаконенный снос мемориалов советским воинам, запрет ношения георгиевских ленточек и предупреждение студентов литовских вузов о "российской агрессии", даже работу приложения "Яндекс.Такси" в Литве они сочли "угрозой" национальной безопасности.