Не так давно я уже пробовал показать, какова цель риторики руководства Литвы, направленной против "газовой зависимости Европы от российского газа". Прошло несколько недель, подведем промежуточные итоги "большой игры Грибаускайте".
Прежде всего — о результатах борьбы против "Газпрома". Статистических отчетов ЕС еще нет, итоги финансового года появятся в марте, зато есть цифры от российской компании. 3 января Алексей Миллер, глава "Газпрома" озвучил журналистам следующие данные: "В 2017 году установлен новый рекорд экспорта за год в дальнее зарубежье — 193,9 миллиардов кубометров газа, что на 14,6 миллиарда кубометров или на 8,1% выше показателей 2016 года. Тенденция увеличения второй год подряд рекордных показателей, с одной стороны, характеризует активно растущую потребность европейских стран в российском газе, с другой — его надежные поставки в необходимых объемах". Максимальный исторический объем поставлен в Германию — 53,4 миллиардов кубометров (рост на 71,%), поставки в Турцию выросли на 6.2%, в Австрию — на 25%, в Нидерланды — на 4,5%, во Францию — на 6,8%.
Ну, и так далее, что ни страна — то рост, рост и рост. Выступление Миллера активно комментировалось. Вот Financial Times от 4 января: "Заняв 40% газового рынка Европы, "Газпром" совершил прорыв, не смотря на противодействие европейского истеблишмента. "Газпром" дерзко приспособился к жесткому политическому и экономическому давлению, снизив цены на газ. Реализация проекта "Северный поток-2" только усилит позиции "Газпрома" в Европе".
Наверное, в победных реляциях Миллера должны были присутствовать нотки горечи по поводу уменьшения объемов поставок в Литву, но, с учетом объема этих поставок, критиковать президента "Газпрома" не будем. Многими порицаемый немецкий философ Карл Маркс отчеканил формулу, универсальность которой мы видим: "Бытие определяет сознание".
Политические тенденции, санкционные игры — это сознание, а потребность в природном газе и удобство его поставок, предлагаемые российским монополистом — это бытие. Сознание не смогло изменить бытия, о росте поставок сжиженного газа из США можно рассуждать, только вооружившись микроскопом — настолько несравнимы объемы этих поставок с тем, что делает "Газпром".
Мало того, в России все активнее идет техническая подготовка к действиям на тот случай, если "линия Грибаускайте" начнет превалировать над очевидными экономическими интересами европейских стран. Уже появилась информация, что в 2018 году могут успешно закончиться переговоры России с Китаем о строительстве газопровода "Сила Сибири-2" и для Европы это нужно считать тревожным звонком.
В отличие от уже строящейся "Силы Сибири", этот газопровод планируют запитать из тех же месторождений, из которых газ идет в ЕС. Это значит, что даже в случае полного отказа Европы от российского газа у "Газпрома" будет возможность продолжать экспорт — в восточном направлении.
Но причин для такого отказа не видно, события декабря 2017-го показывают, скорее, обратную тенденцию. Техническая авария на нефтепроводе "Фортис" в Северном море привела к тому, что Европа одномоментно лишилась поставок 850 тысяч баррелей нефти в сутки — и цена на нефть в считаные дни выросла на 10%. Почти синхронно случилась техническая авария на подземном газовом хранилище "Баумгартен" в Австрии — и цена на газ за несколько часов поднялась на 40%. Правда, она и опустилась с такой же скоростью, как только выяснилась, что австрийские специалисты справятся с ремонтом, но это показывает, насколько хрупка система снабжения Европы углеводородами.
Эксперты говорят, что выходов из такой ситуации всего два — либо увеличивать количество терминалов по приему СПГ, либо развивать трубную систему поставок и объемы подземного хранения. Возможны оба варианта, но для СПГ терминалы предстоит только проектировать и искать финансирование, а российские проекты "Северный поток-2" и "Турецкий поток" уже реализуются.
Что выберет Европа? За счет чего можно увеличить объемы поставляемого СПГ? Катар так и не разобрался в отношениях с соседними странами, и нельзя исключать того, что Саудовская Аравия и ее союзники в любой момент могут пойти на полную транспортную блокаду этого государства. Может быть, вот теперь нужно повернуться лицом к США и начать переговоры об увеличении поставок СПГ из-за океана?
И вот тут — некая ирония судьбы, которая напоминает господам политикам о факторе, которым они слишком легко пренебрегают в своих планах и интригах. Речь — о климате и его капризах. Какой оказалась эта зима на территории США, мы все видим: снег, морозы и метели. Дело не только в хаосе, возникшем в аэропортах и продленных школьных каникулах. Вот нечто более суровое: спотовые цены на природный газ в США взлетели в 60 раз по сравнению со средним показателем из-за ухудшения погодных условий и снежной бури на северо-востоке страны.
По данным Consolidated Edison, цена газа в Нью-Йорке достигла рекордных $175 за 1 миллион британских термальных единиц (BTU). В других центрах торговли газом в США спотовые цены также превышают $100 за 1 миллион BTU.
При этом средняя котировка фьючерсов с поставкой в следующем месяце на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) этой зимой равнялась $2,93 за 1 миллион BTU, сообщает агентство Bloomberg.
"Нынешний поток холода подверг рынок таким же испытаниям, как и полярный циклон 2014 года. Сообщают об ограничении перекачки по трубопроводам и других лимитах", — заявил директор департамента торговли природным газом в Consolidated Edison Боррузо.
И это происходит вскоре после того, как в присутствии Владимира Путина была запущена первая линия завода по сжижению газа "Ямал-СПГ". Свободный рынок опять же не обращает никакого внимания на политику. "Танкер "Газелис" встал на загрузку в Isle of Grain непосредственно после того, как там разгрузился танкер "Кристоф де Маржери" с грузом с НОВАТЭКа на Ямале. По словам трейдеров, "Газелис" транспортирует именно российский газ. Ожидается, что танкер прибудет в США 22 января". Вот такая обстановка – Штаты, намеревающиеся вышвырнуть Россию с газового рынка Европы, вынуждены закупать сибирский газ. Морозы закончатся, и все встанет на свои места? Может быть. Но может и не быть, потому что эта ситуация меняет расклад в самих США. Как сообщает Bloomberg, национальная энергосистема работает на износ, электростанции пыхтят вовсю, чтобы обеспечить спрос на электроэнергию. Электростанциям на жидком топливе в Новой Англии не хватает топлива, а некоторые из этих станций могут достичь лимитов по выработке из-за ограничений по выбросам.
В свою очередь, Washington Examiner не только констатирует факты, но и делает выводы. "Толпа фанатов ВИЭ, которая лоббируют широкомасштабный переход к использованию энергии ветра и Солнца, уверена, что нация может просто закрыть угольные электростанции и сделать решительный прыжок в "зеленую" энергетику. Но, как показывает период морозной погоды, иметь на руках сильную базовую энергетику — это очень неплохо, особенно когда она неожиданно нужна. Это вдвойне актуально, так как Америка потеряла с 2010 года более 60 ГВ угольной генерации — объем электричества достаточный для 40 миллионов домохозяйств. К 2020 году будет закрыто ориентировочно 80 ГВ угольной генерации".
Дальше остается только использовать логику: газовые электростанции закрываются, а базовая энергетика, как показали морозы и снег, Америке необходимы. При этом растет объем добычи сланцевого газа, который планировалось отправлять на экспорт. Вот только можно ли исключать, что, если морозы продлятся еще несколько недель, то эти планы будут пересмотрены? Какой такой экспорт, если страна замерзает, когда срочно нужно развивать собственную газотранспортную систему? В общем, на мой взгляд, рубеж 2017 и 2018 года оказался достаточно бурным и интересным. Как будут развиваться события — увидим, а промежуточные выводы каждый может сделать сам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.