ВИЛЬНЮС, 18 дек — Sputnik. По мнению публициста и аналитика Нормундса Гростиньша, сейчас Латвия еще как-то живет за счет разных еврофондов, которые тут теперь спешно "допиливают", поскольку с 2020 года денежный поток из ЕС может превратиться в слабенький ручеек. Хоть как-то спасать будут немцы и скандинавы, бегущие к нам от террористов в своих странах и открывающие здесь небольшие предприятия. Но их деньги – слабая инъекция. Может, Латвию выручит транзит из… Китая, поскольку поток российских грузов заканчивается?
О будущем страны рассуждает Евгений Лешковский в статье для Sputnik Латвия.
Обойдемся и без зубов
Нормундс Гростиньш в ведущих странах ЕС бывает столько же, сколько и в родной Латвии. Он вице-президент международной организации European Alliance for Freedom — EAF ("Европейский альянс за свободу"). До президентских выборов во Франции этот пост в EAF занимала Марин Ле Пен. Гростиньш считает себя евроскептиком, причем смотрит на происходящее намного более трезво, нежели оголтелые еврооптимисты. Происходящее в ЕС сильно настораживает: в огромном котле Европы булькает довольно странный суп, а наша страна в нем и вовсе вываривается.
"Сейчас в Латвии уже далеко не 1,9 миллиона жителей, а хорошо, если наберется 1,6. О резком уменьшении жителей говорит снижение потребления продовольствия и покупок товаров первой необходимости. А также тут — уверенно сокращающиеся поступления в социальный бюджет, по которому в первую очередь судят о наличии или отсутствии на родине человека", — отмечает Нормундс Гростиньш.
Масса людей, уже давно отсюда переселившихся, еще задекларированы в Латвии. Официальные данные: из Латвии в день уезжает по 8 человек. А реальная цифра, скорее всего, 30. Хотя эти люди не скажут здешним представителям власти, что их тут реально давно нет. Они иногда приезжают сюда, чтобы навестить родственников, подлечить зубы (тут дешевле, чем в той же Англии). Впрочем, когда в Латвии пересмотрят закон об обязательном медицинском страховании, то у этих людей исчезнет желание тут находиться даже условно. Политики предлагают следующее: те, кто не вносят деньги в местный соцбюджет, не будут иметь, в том числе, медицинскую страховку.
"Политики пилят сук, на котором сами и сидят. Ведь в зависимости от числа задекларированных жителей в страну поступает та или иная сумма — в виде дотаций из ЕС. Хотя просчитать даже это латвийские правящие политики, морально и интеллектуально деградировавшие, уже не в состоянии", — говорит Гростиньш.
Здравствуй, поезд из Китая
"Зато к нам постепенно начнет приезжать больше немцев и скандинавов, ведь у них на родине стремительно растет число агрессивных арабов и африканцев, увеличивается количество исламских террористов, с которыми рядом жить радости мало. Немцы в страны Восточной Европы уже переезжают тысячами, открывая там какой-то небольшой бизнес. К нам их пока перебралось около одной тысячи – в основном тех, кто думал вначале поселиться в Польше, но не смог. Известно же, как в Польше к немцам относятся – их "неформально ненавидят", там давняя история отношений и территориальных вопросов", — говорит Нормундс Гростиньш.
А еще мы можем быть привлекательными для китайцев. Это, по словам аналитика, не фантастика. Он теперь часто бывает и в Белоруссии: сам видел, как там китайцы работают – в особой экономической зоне "Великий камень" в окрестностях Минска на территории примерно 100 квадратных километров. Чтобы вы четче представляли себе размах: от Риги до Цесиса меньше 100 километров.
"В 2016-м тут была делегация из Китая во главе с премьер-министром, другими политиками и, конечно, бизнесменами. Я с ними основательно общался. Китайцы прямо говорят о выгодах для Латвии трансграничного проекта "Новый Шелковый путь". Латвия может предложить свою железную дорогу, ведущую к портам со свободными экономическими зонами: там пора открывать производства, а потом отправлять китайские грузы дальше в Европу.
В Латвию приезжали пока декоративные поезда из Китая. Один такой в Риге встречали с оркестром. Из Китая он доехал с грузом до Белоруссии, там все оставил, а к нам прибыл пустой. И такой же пустой уехал – до Белоруссии, где его заполнили под завязку товаром и отправили в Китай. Тот визит поезда был своего рода экспериментом. Но, хочется верить, в будущем китайские поезда в Латвию начнут приходить с грузами", — подчеркивает Нормундс Гростиньш.
Идею сближения Латвии с Китаем он предлагал еще в 1994-м, просчитав, что спустя два десятка лет будет в мире. К нему тогда не прислушались – важнее было допиливать на металлолом заводы, оставшиеся с советского прошлого… Тем не менее, с 1994-го по 1997-й по предложению Нормундса Гростиньша (он тогда возглавлял Институт экономических реформ) удалось создать свободные экономические зоны. Почему бы их теперь для работы с Китаем не использовать?
Вместо пенсий пособия "по старости"
"Я делал прогнозы и перед вступлением в ЕС. Перед референдумом обращался и к пенсионерам: не голосуйте за вступление в ЕС, ведь уедут молодые люди, и тогда поселки и небольшие города, где вы живете, опустеют. И как только мы вступили в ЕС — целые города стали вымирать. Достаточно проехать по Курземе, Земгале, конечно, Видземе и Латгалии у границ с Россией и Белоруссией: там во многих поселках осталось по одному-два жителя – стариков. В советские годы в Латвии было 8 000 поселков, а сейчас даже официально — менее 6 000, о реальности я уж и не говорю.
Следующий шаг, о чем я тогда говорил: в Латвии перестанут платить пенсии, а оставят что-то вроде "пособий по старости". И сейчас уже все чаще из уст парламентариев и даже министров звучит: тут вскоре не смогут содержать пенсионеров, а о пожилых людях должны заботиться нынешние молодые. Правда, тогда непонятно, почему эти молодые тут должны сейчас платить налоги", — говорит Нормундс Гростиньш.
Больной совсем остыл
В Европе наши люди нужны. Сейчас жутко не хватает низкоквалифицированной рабочей силы. И не только ее. Нормунд Гростиньш на днях побывал в Брюсселе на конференции в Европарламенте. В Бельгии ему прямо говорили: мы не рады, когда приезжает черные мигранты, а белых и квалифицированных – ждем. К примеру, только в Бельгии не хватает примерно 3 000 медсестер. С учетом того, что в Латвии медсестры получают в месяц что-то около минималки, а в Бельгии – около 2 000 евро, несложно догадаться, какую страну для жизни теперь уже массово выбирают медработники. А в Латвии из-за нехватки медперсонала приходится откладывать операции.
До того дошло, что в местных медицинских вузах, рекламируя программы, говорят: тут выгодно получать образование — для дальнейшего трудоустройства в богатых странах. К примеру, хирургам из больницы "Страдиня" регулярно предлагают работу в Германии — с зарплатой от 100 000 евро в год.
Сейчас тут ситуация только ухудшается – и перспектив особых нет. Политики говорят, что в будущем году вырастут зарплаты. С чего? Налоговых поступлений все меньше. Нас убеждают, будто в Латвии средняя зарплата 800 евро. Да? И кто реально получает столько? Пройдитесь по магазинам, по кафе, по небольшим и средним фирмам. Там получают хорошо, если "минималку". Зато чиновники, верно, получают много – и их заработки растут, в том числе, за счет "нецелевого использования" еврофондов, которые пока еще в Латвию поступают. Поэтому и получается, что средняя зарплата в Латвии 800 евро. Это как "средняя температура по больнице" 36,6 градусов, но кто-то уже почти здоров, зато другой бьется в лихорадке, а третий и вовсе остыл – совсем.
Теперь госсектор живет в Латвии, "как при коммунизме" и не понимает, что за дверями кабинетов происходит. У чиновников растущие зарплаты, социальные гарантии, постоянные премии. А в реальной жизни все, понятно, иначе. Но только с 2020-го Латвия, как и "тот больной", будет уже совсем быстро остывать.