Польские националисты по случаю Дня независимости страны устроили очередную многотысячную акцию в Варшаве, на которой были замечены плакаты со словами "Помним про Львов и Вильнюс" и "Смерть врагам Родины". Стоит ли Литве чего-то опасаться в этой связи?
Вильнюсский край уже давно не дает покоя польским ультраправым, которые считают его своей землей. Но вопрос не столько в исторической обоснованности таких претензий (националистам она особо не важна), сколько в том, могут ли из-за этого серьезно обостриться отношения Польши и Литвы.
Сдерживающие факторы
Пока особых предпосылок к тому, что подобного рода заявления с польской стороны могут вылиться в открытый конфликт между "заклятыми друзьями", нет.
Несмотря на то, что исторически отношения Литвы и Польши далеко не всегда складывались в позитивном ключе, после развала СССР фундаментальные противоречия между странами вроде бы остались позади (хотя в тот период у поляков было искушение поспорить за Вильнюс). Разумеется, какие-то разногласия сохраняются, но в целом постоянно ведутся разговоры о стратегическом партнерстве.
Во-вторых, националистические настроения в Польше набирают силу — в первую очередь, на фоне исторических, языковых и экономических (недовольство гастарбайтерами) противоречий с Украиной. Однако нельзя сказать, что они начинают доминировать.
Наконец, трудно себе представить, что два члена ЕС и НАТО вдруг затеют территориальные разборки, которые могут дестабилизировать данные организации (особенно Евросоюз, который сейчас переживает не лучшие времена и стоит на пороге больших перемен). Едва ли "старшие товарищи" это допустят.
Таким образом, пока польский националистический лозунг "Вильно наше" не выглядит способным столкнуть лбами Вильнюс и Варшаву. Но возможно, ключевым словом в данном случае является "пока"…
А завтра?
Наряду со сдерживающими факторами присутствуют моменты, которые вызывают по меньшей мере беспокойство.
Прежде всего следует отметить, что нынешние польские власти не просто закрывают глаза на марши националистов, а в чём-то даже поощряют их, откровенно заигрывая с радикалами (и в данном случае уже не так важно, по каким именно причинам).
Во-вторых, Евросоюзу становится всё труднее справляться с польскими амбициями и выходками. Дело дошло до того, что Европарламент принял резолюцию, предусматривающую запуск механизма введения санкций против Польши, которая может лишиться права голоса в Совете ЕС, если он признает наличие "явной угрозы" европейским ценностям.
А теперь на минутку задумаемся о том, что может произойти, если Евросоюз перестанет существовать в своём теперешнем виде, и страны Европы, где повсеместно набирают силу крайне правые и открыт "яшик Пандоры" перекройки границ, будут предоставлены самим себе.
Вчера Польша рассматривала возможность размещения в своих паспортах изображения литовских Святых ворот. Сегодня соглашается с массовыми националистическими выступлениями, которым свойственны территориальные претензии к соседям (хотя последние — в том числе Литва — порой сами ведут себя недостаточно конструктивно в отношениях с Варшавой). А что будет завтра?
Кто-то может сказать, что такими рассуждениями агенты кремлёвской пропаганды сознательно разжигают межнациональную рознь, пытаясь рассорить братские народы Литвы и Польши, и что не дождутся. Да ради Бога! Вот только когда в 2012 году в Донецке проходили матчи Чемпионата Европы по футболу, никто и подумать не мог, что через несколько лет городской аэропорт станет украинским "Сталинградом".
Мысли автора — это всего лишь обеспокоенность тем, что происходит в Польше, поскольку на Украине националисты изначально тоже были меньшинством, которое власть считала своей игрушкой, а потом сами стали властью и отправились на Донбасс убивать "неправильных украинцев". И что интересно, многие в ЕС и НАТО поддерживают их борьбу, называя ее "противодействием агрессии России".
Не хочется, чтобы что-то подобное повторилось в Вильнюсском крае при попустительстве или молчаливом согласии "стратегических партнёров". Как любил говаривать один всем известный персонаж: "Ребята, давайте жить дружно!"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции