Как если бы соседние страны действительно угрожали Литве. Между тем существует вполне обоснованное мнение о том, что никакой реальной военной опасности для республики не существует, и об этом прекрасно осведомлена госпожа Грибаускайте.
В этом случае "приготовления" Литвы не более чем "мартышкин труд" с точки зрения реальных национальных интересов, когда по факту за счет собственного государственного бюджета (читать налогоплательщиков — простых граждан) литовские власти обеспечивают финансирование оборонных транснациональных корпораций.
Куда Литва тратит последние деньги?
С 2013 года военные расходы Литвы постоянно увеличиваются и в итоге выросли с 300 до 635 миллионов долларов, то есть более чем в два раза.
Параллельно с увеличением доли военных расходов в литовских СМИ проводилась активная информационная кампания по формированию образа врага — соседних России и Беларуси, что в итоге нашло свое негативное отражение в опросах общественного мнения. Пропагандисты внушали населению мысль о наличии у России агрессивных планов по "оккупации Литвы", тем самым оправдывая усиленную милитаризацию далеко не самой богатой страны ЕС.
К слову, такая тенденция была характерна в последние годы для большинства восточноевропейских государств — членов НАТО, в то время как более богатые западноевропейские страны вовсе не спешат вооружаться перед лицом "российской угрозы". Сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что оборонные расходы с 2007 по 2016 годы в странах Западной Европы снизились на 6,2%, в Центральной Европе увеличились на 4,2%, в то время как в Восточной Европе резко выросли на 78%.
Получается, что те самые "западные союзники", которые, по мнению Вильнюса, "помогают обеспечивать безопасность Литвы", ведут себя достаточно беспечно. Однако при этом "старшие товарищи по НАТО" понимают "обеспокоенность" стран Балтии и Польши и позволяют этим государствам платить сполна за "успокоительное" в виде приобретения военной техники и вооружений, которые к тому же, в литовском случае, нередко представляют собой откровенную некондицию.
Между тем учения "Запад-2017" вызывают совершенно противоположные комментарии со стороны высшего руководства НАТО и литовских властей. В то время как президент Литвы утверждает о "возможности провокаций", "скрытой концентрации войск на границах", генсек НАТО Йенс Столтенберг заявляет, что маневры «не угрожают ни одному из членов альянса», а представитель оборонного ведомства США приходит к выводу, что "Россия и Беларусь предприняли шаги по обеспечению транспарентности".
Это и понятно, так как должностные лица США и НАТО являются фигурами глобального масштаба, поэтому просто не могут себе позволить разбрасываться безответственными заявлениями, предоставляя это право своим младшим партнерам.
"Полезные идиоты" глобального бизнес-плана
И если лидеры восточноевропейских государств, скорее всего, осознают свою незавидную роль в этой пьесе и большей частью играют на публику, то различные "эксперты", "блогеры", "активисты" и прочая "взволнованная общественность" выполняют функцию "полезных идиотов".
Во времена холодной войны именно такой термин применялся в политическом жаргоне капиталистических стран для определения внутренних сил, симпатизирующих Советскому Союзу и отношения советского правительства к ним. Думается, сейчас на роль "полезных идиотов" при деятельном участии местного истеблишмента "сильными мира сего" было назначено население Прибалтики и литовский народ — в частности.
По замыслу составителей этого бизнес-плана в условиях растущего социального неравенства, оттока трудоспособного населения из страны, массовой безработицы литовцы не только не должны взывать к правительству с просьбой об оптимизации лишних расходов, но наоборот обязаны призывать к увеличению военного финансирования в духе "все для фронта, все для победы".
Именно поэтому в литовском обществе формируется некая параллельная реальность, когда военные учения Беларуси и России вдруг объявляются "угрозой для Европы", в то время как в самой Европе только в течение трех летних месяцев было проведено 50 учебно-боевых мероприятий с участием 60 тысяч человек.
При этом для иностранных оборонных корпораций априори невыгодно мирное разрешение существующих разногласий между государствами и снижение их военных расходов, что, соответственно, порождает постоянное нагнетание международной обстановки и формирование посредством подконтрольных информационных каналов в массовом сознании "полезных идиотов" зачастую вымышленных образов "угроз", "диктаторских режимов", "потенциальных агрессоров".
Флагманом этого процесса, безусловно, является военно-промышленный комплекс США, и нельзя не признать, что такая тактика выглядит достаточно удачной с точки зрения извлечения прибыли. Ведь на сегодняшний день доходность американского ВПК от продажи оружия продолжает расти — в 2012-2016 годах именно на эту страну приходилась треть всех экспортных поставок вооружений. Причем по сравнению с 2007-2011 годами объем экспорта из США вырос на 21%.
Таким образом, "цена вопроса" обострения отношений с Россией и эскалации на других внешнеполитических треках рассчитывается для определенных деловых кругов США в десятки миллиардов долларов ежегодно. Свою маленькую лепту в процветание североамериканского оружейного истеблишмента вносит и литовский народ, ведомый госпожой Грибаускайте и другими "мудрыми" литовскими руководителями.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.