Министерство обороны, правительство и президент Литвы, взывая к патриотическим чувствам сограждан, фактически расписались в своем бессилии.
Глава оборонного ведомства Раймундас Кароблис договорился до того, что публично признал нехватку призывников в Литве. Ее Кароблис собирается ликвидировать за счет прекрасного пола по примеру Израиля, где обязательную службу в армии проходят все девушки. Обрисовал министр и возможные сроки введения всеобщей воинской повинности — 2021-2022 годы. Правда, забыл отметить, что к этому сроку и самого Караблиса во главе министерства может не быть. Следующие выборы Сейма и, соответственно, правительства пройдут осенью 2020 года уже при новом президенте Литвы, которого изберут в 2019 году.
Обязательный призыв в Литве отменили в 2008 году. Тогдашний министр обороны Йозас Олекас заявил, что литовская армия переходит полностью на профессиональные рельсы. А для удовлетворения патриотических чувств сограждан, готовых с оружием в руках защищать Родину, вполне достаточно общественных организаций, таких как "Союз стрелков Литвы". Это подразделение, на подобие "народного ополчения", было воссоздано на заре независимости Литвы — в 1989 году. Сегодня эта военизированная организация, финансируемая государством, насчитывает более 13 тысяч членов. Большинство из них — молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет. Среди них немало девушек. Видимо, поэтому Кароблис решил уровнять всех представительниц слабого пола Литвы в правах с парнями и облачить их в военную форму.
"Я думаю, что должны призывать и юношей, и девушек. Ведь немало девушек добровольно идет служить в профессиональную армию, вступает в ряды добровольческих сил, поступает в Литовскую военную академию. Поэтому в случае со всеобщей воинской повинностью призыв одних юношей будет дискриминацией", — считает Кароблис. При этом министр гордо заявляет, что двух своих дочерей "уговаривать на службу в армии не придется".
Между тем понравится ли инициатива Кароблиса остальным девушкам Литвы — большой вопрос. Стоит напомнить, что после восстановления даже частичного воинского призыва в 2015 году тысячи юношей призывного возраста в срочном порядке собрали чемоданы и отправились жить и работать за границу. Департамент статистики с грустью констатировал, что в тот год только официально, задекларировав свой отъезд, страну покинули более 46 тысяч человек.
Сколько реально молодых граждан Литвы сегодня живет за границей — таких данных у статистов нет. В 2016 году цифры легальной эмиграции лишь увеличились и перевалили критическую отметку в 50 тысяч человек. Правительство и президент, которым пришлось признать эмиграцию главной проблемой экономики страны, открыто заявили, что при таких темпах Литва скоро превратится в безлюдную пустыню.
"Не надо бояться откровенно признать, что число эмигрирующих особенно выросло после того, как в апреле (2015 года — Sputnik) начался армейский призыв", — констатировал тогдашний премьер-министр Альгирдас Буткявичюс.
Кто же будет сегодня служить в армии и защищать рубежи литовского государства на фоне "угрозы с Востока"? Ответ на этот вопрос постарались найти социологи. Их выводы неутешительны. Выяснилось, что только 41,6% литовцев, еще проживающих в стране, готовы встать на защиту Родины в случае "агрессии извне". А треть респондентов категорически отказалась брать в руки оружие. Причем эти показатели существенно не меняются даже после пламенных призывов президента и премьера к сознательности и патриотизму.
По все видимости, именно поэтому президент Литвы Даля Грибаускайте в ответ на инициативу министра обороны пока аккуратно заявила, что "для всеобщего призыва нужны общеполитическое согласие и надлежащая подготовка".
Но о каком согласии в обществе может идти речь, если по всем экономическим показателям и социальной защищенности жителей Литва влачится в конце списка 29-ти государств Евросоюза?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.