ВИЛЬНЮС, 14 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. 9-й Балтийский транспортный форум (БТФ) в Калининграде оказался богатым на новости и прошел в позитивном ключе — по сравнению с прошлым годом, ни тени уныния у представителей отрасли из России. А вот литовским властям и бизнесменам есть о чем тяжко задуматься.
Тревожные звонки для Литвы
Кризис в Калининградской области закончился, рост наблюдается по всем показателям, чему способствует федеральная стратегия развития. Министерство транспорта России начало жестко снижать экономическую зависимость эксклава от снабжения с участием Литвы — она давала Вильнюсу излишнюю политическую смелость и самоуверенность, которая выражалась в том числе в антироссийских высказываниях литовского президента Дали Грибаускайте.
Порты Калининградской области в этом году заявили о себе — они участвуют почти во всех значимых транзитных проектах как конкуренты в первую очередь Латвии и Литвы. Так, удобрения белорусского завода "Беларуськалий", уйдя с терминалов Kalija раrks в Вентспилсе в порт Клайпеды, планируются к перевалке в портах западного российского эксклава: калининградские стивидоры сегодня предлагают ставки, сопоставимые с литовскими.
Стратегическая задача для 31-летнего губернатора от "Единой России" Антона Алиханова — создание конкурентоспособных условий. "Иначе калийные удобрения будут перегружаться через Клайпеду, поскольку там услуги дешевле", — заявил в выступлении на БТФ вице-министр транспорта Беларуси Николай Верховец.
В прошлом году занимающаяся перевалкой удобрений "Беларуськалия" литовская компания Biriu kroviniu terminalas отгрузила 7,2 миллионов тонн удобрений — это 19% от объема перевалки литовского порта. Нельзя утверждать пока, что белорусские удобрения уйдут из Клайпеды в Калининград. Но сигналы есть, грузы уходят.
Для России стратегическое усиление своего "дальнего запада" является приоритетом. Как и в случае с Крымом, в Калининградской области начали действовать федеральные целевые программы, целые отрасли субсидируются на десятки миллиардов рублей.
![Участники 9-го Балтийского транспортного форума Участники 9-го Балтийского транспортного форума - Sputnik Литва](https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/388/71/3887132_0:0:5314:3543_600x0_80_0_0_f140b8fe98fa34efffe4b7e21105f42f.jpg)
Развитие логистической инфаструктуры этого отрезанного территорией Литвы от России субъекта федерации, как и налаживание полноценного сообщения с материком через единственный на Балтике незамерзающий российский порт, является главной задачей для калининградских властей, заявил на открытии БТФ вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов. И главное тут — снизить роль Литвы, чьей монополии, по всей видимости, приходит конец.
С упорством Бисмарка
Для Калининграда и Москвы с 2014 года обострился вопрос о будущем так называемого литовского железнодорожного коридора, от которого почти полностью зависит снабжение области с населением в один миллион человек.
Через Литву в 2016 году было перевезено 10,66 миллионов тонн грузов, прогноз по грузообороту на 2020 год сохраняется в подобном объеме. Укрепление экономической безопасности области, зависящей от поставок с "материка" через Литву, обозначено во время визита президента РФ Владимира Путина в Калиниград в августе этого года. То, что Литва — член НАТО и ЕС, не играет в этом решающей роли.
В бывшей восточной Пруссии сегодня с упорством канцлера Бисмарка подходят к развитию транзитной инфраструктуры. С субсидиями и федеральными целевыми программами
проблем нет.
Так, в этом году отстроена левая сторона терминала международного аэропорта Храброво, обслужившего в 2016 году 1,57 миллиона пассажиров. Недавно там были приняты первые самолеты нового клиента, польской компании LOT. Удлиненная до 3,35 километров взлетно-посадочная полоса позволяет обслуживать трансатлантические лайнеры типа Boeing серий 777 и 787, хоть Dreamliner, хоть транспортный Ан-225 "Мрия", права на который украинский концерн Антонова продал Китаю.
За два года в автодорожное строительство вложен почти один миллиард рублей в целях развития трансевропейских коридоров между портами области, центром и аэропортом Храброво. Реновируется отрезок шоссе А1 Рига — Калининград — Гданьск, включая новый мост через Неман и новый участок скоростного шоссе в обход Советска. В 2019 году планируется установить на этой транзитной трассе А216 кабины для досмотра грузовых автомобилей. Дороги и инфраструктура строятся к ЧМ-2018 по футболу в Калининграде.
"У нас никогда не было такого масштабного строительства", — заявила министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова.
![Министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова выступает на Балтийском транспортном форуме Министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова выступает на Балтийском транспортном форуме - Sputnik Литва](https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/388/70/3887064_0:0:3750:2500_600x0_80_0_0_8823d57e2b7486348d9bc6d7d4199312.jpg)
Транзит грузов автотранспортом через область, по ее словам, может быть не менее конкурентоспособным, чем через порт Клайпеды, при отсутствии простоев, составляющих до 40% времени в дороге. А железнодорожный — транзитом через Беларусь и Литву — субсидируется Россией, что позволяет сделать ставки тарифов от Калининграда до Москвы сопоставимыми с тарифами внутренних перевозок Октябрьской дороги в составе Российской железной дороги (РЖД).
"Калининградский коридор" существует во многом за счет фантастической гибкости Литовской железной дороги, обслуживающей грузопоток с предложением до 50% скидки на тариф. Однако дисконт — не решение. В прошлом году министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о проекте строительства нового паромного терминала в Пионерске, и вот Литва уже и здесь теряет свою роль монополиста.
Свой терминал СПГ
"Мы пока сильно зависим от тарифов наших соседей и коллег: в Беларуси расчеты за транзит — в долларах, в Литве — в евро. Эти неравные условия компенсируются субсидиями. Мы будем конкурировать с литовскими коллегами, и пока речь не о том, чтобы запустить полностью независимое снабжение области грузовыми паромами из порта Усть-Луги. Речь о том, чтобы запустить регулярные рейсы паромов между Ленинградской и Калининградской областями. Думаю, треть от всего объема грузов в 2019 году три новых парома у Литвы заберут — это свыше 3 миллионов тонн в год", — говорит Дятлова.
Есть масса вопросов, например, заполняемость контейнеров: если из России в область ввозится 100% грузов, то обратно следует всего 60%. Актуально снижение времени простоев, включая таможенную очистку.
Объекты и проекты можно перечислять еще долго. Безусловно, самые интересные — это строительство порта в Пионерске, позволяющего обслуживать как круизные пассажирские суда, так и паромы с железнодорожными грузами. А главное — это строящийся терминал хранения и регазификации сжиженного природного газа в районе порта Пионерска возле поселка Куликово.
Область потребляет 2,7 миллиона кубометров газа в год, который получает по двум веткам газопровода из Литвы. С запуском в эксплуатацию этого терминала компании "Газпром" область на 100% сможет работать с любым сжиженным газом — российским, очевидно, который будет поставляться судами-газовозами. В планах также строительство одной угольной теплоэлектростанции и трех газовых ТЭС, которые будут снабжаться газом с терминала в Куликово.
"Может ли наша область перейти на снабжение американским или норвежским газом с терминала СПГ "Независимость" в Клайпеде? Если литовская сторона обеспечит конкурентоспособные с "Газпромом" условия, это будет прекрасно, — пошутила Дятлова.