ВИЛЬНЮС, 14 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. 9-й Балтийский транспортный форум (БТФ) в Калининграде оказался богатым на новости и прошел в позитивном ключе — по сравнению с прошлым годом, ни тени уныния у представителей отрасли из России. А вот литовским властям и бизнесменам есть о чем тяжко задуматься.
Тревожные звонки для Литвы
Кризис в Калининградской области закончился, рост наблюдается по всем показателям, чему способствует федеральная стратегия развития. Министерство транспорта России начало жестко снижать экономическую зависимость эксклава от снабжения с участием Литвы — она давала Вильнюсу излишнюю политическую смелость и самоуверенность, которая выражалась в том числе в антироссийских высказываниях литовского президента Дали Грибаускайте.
Порты Калининградской области в этом году заявили о себе — они участвуют почти во всех значимых транзитных проектах как конкуренты в первую очередь Латвии и Литвы. Так, удобрения белорусского завода "Беларуськалий", уйдя с терминалов Kalija раrks в Вентспилсе в порт Клайпеды, планируются к перевалке в портах западного российского эксклава: калининградские стивидоры сегодня предлагают ставки, сопоставимые с литовскими.
Стратегическая задача для 31-летнего губернатора от "Единой России" Антона Алиханова — создание конкурентоспособных условий. "Иначе калийные удобрения будут перегружаться через Клайпеду, поскольку там услуги дешевле", — заявил в выступлении на БТФ вице-министр транспорта Беларуси Николай Верховец.
В прошлом году занимающаяся перевалкой удобрений "Беларуськалия" литовская компания Biriu kroviniu terminalas отгрузила 7,2 миллионов тонн удобрений — это 19% от объема перевалки литовского порта. Нельзя утверждать пока, что белорусские удобрения уйдут из Клайпеды в Калининград. Но сигналы есть, грузы уходят.
Для России стратегическое усиление своего "дальнего запада" является приоритетом. Как и в случае с Крымом, в Калининградской области начали действовать федеральные целевые программы, целые отрасли субсидируются на десятки миллиардов рублей.
Развитие логистической инфаструктуры этого отрезанного территорией Литвы от России субъекта федерации, как и налаживание полноценного сообщения с материком через единственный на Балтике незамерзающий российский порт, является главной задачей для калининградских властей, заявил на открытии БТФ вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов. И главное тут — снизить роль Литвы, чьей монополии, по всей видимости, приходит конец.
С упорством Бисмарка
Для Калининграда и Москвы с 2014 года обострился вопрос о будущем так называемого литовского железнодорожного коридора, от которого почти полностью зависит снабжение области с населением в один миллион человек.
Через Литву в 2016 году было перевезено 10,66 миллионов тонн грузов, прогноз по грузообороту на 2020 год сохраняется в подобном объеме. Укрепление экономической безопасности области, зависящей от поставок с "материка" через Литву, обозначено во время визита президента РФ Владимира Путина в Калиниград в августе этого года. То, что Литва — член НАТО и ЕС, не играет в этом решающей роли.
В бывшей восточной Пруссии сегодня с упорством канцлера Бисмарка подходят к развитию транзитной инфраструктуры. С субсидиями и федеральными целевыми программами
проблем нет.
Так, в этом году отстроена левая сторона терминала международного аэропорта Храброво, обслужившего в 2016 году 1,57 миллиона пассажиров. Недавно там были приняты первые самолеты нового клиента, польской компании LOT. Удлиненная до 3,35 километров взлетно-посадочная полоса позволяет обслуживать трансатлантические лайнеры типа Boeing серий 777 и 787, хоть Dreamliner, хоть транспортный Ан-225 "Мрия", права на который украинский концерн Антонова продал Китаю.
За два года в автодорожное строительство вложен почти один миллиард рублей в целях развития трансевропейских коридоров между портами области, центром и аэропортом Храброво. Реновируется отрезок шоссе А1 Рига — Калининград — Гданьск, включая новый мост через Неман и новый участок скоростного шоссе в обход Советска. В 2019 году планируется установить на этой транзитной трассе А216 кабины для досмотра грузовых автомобилей. Дороги и инфраструктура строятся к ЧМ-2018 по футболу в Калининграде.
"У нас никогда не было такого масштабного строительства", — заявила министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова.
Транзит грузов автотранспортом через область, по ее словам, может быть не менее конкурентоспособным, чем через порт Клайпеды, при отсутствии простоев, составляющих до 40% времени в дороге. А железнодорожный — транзитом через Беларусь и Литву — субсидируется Россией, что позволяет сделать ставки тарифов от Калининграда до Москвы сопоставимыми с тарифами внутренних перевозок Октябрьской дороги в составе Российской железной дороги (РЖД).
"Калининградский коридор" существует во многом за счет фантастической гибкости Литовской железной дороги, обслуживающей грузопоток с предложением до 50% скидки на тариф. Однако дисконт — не решение. В прошлом году министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о проекте строительства нового паромного терминала в Пионерске, и вот Литва уже и здесь теряет свою роль монополиста.
Свой терминал СПГ
"Мы пока сильно зависим от тарифов наших соседей и коллег: в Беларуси расчеты за транзит — в долларах, в Литве — в евро. Эти неравные условия компенсируются субсидиями. Мы будем конкурировать с литовскими коллегами, и пока речь не о том, чтобы запустить полностью независимое снабжение области грузовыми паромами из порта Усть-Луги. Речь о том, чтобы запустить регулярные рейсы паромов между Ленинградской и Калининградской областями. Думаю, треть от всего объема грузов в 2019 году три новых парома у Литвы заберут — это свыше 3 миллионов тонн в год", — говорит Дятлова.
Есть масса вопросов, например, заполняемость контейнеров: если из России в область ввозится 100% грузов, то обратно следует всего 60%. Актуально снижение времени простоев, включая таможенную очистку.
Объекты и проекты можно перечислять еще долго. Безусловно, самые интересные — это строительство порта в Пионерске, позволяющего обслуживать как круизные пассажирские суда, так и паромы с железнодорожными грузами. А главное — это строящийся терминал хранения и регазификации сжиженного природного газа в районе порта Пионерска возле поселка Куликово.
Область потребляет 2,7 миллиона кубометров газа в год, который получает по двум веткам газопровода из Литвы. С запуском в эксплуатацию этого терминала компании "Газпром" область на 100% сможет работать с любым сжиженным газом — российским, очевидно, который будет поставляться судами-газовозами. В планах также строительство одной угольной теплоэлектростанции и трех газовых ТЭС, которые будут снабжаться газом с терминала в Куликово.
"Может ли наша область перейти на снабжение американским или норвежским газом с терминала СПГ "Независимость" в Клайпеде? Если литовская сторона обеспечит конкурентоспособные с "Газпромом" условия, это будет прекрасно, — пошутила Дятлова.