Международные учения военно-воздушных сил Tobruq legacy — 2017 начались сегодня в Литве, завершатся они 22 июля. В маневрах задействовано около 500 военнослужащих и 30 служащих системы ПВО из Великобритании, США, Латвии и Польши, включая американскую систему Patriot. На территории Литвы такие учения проходят впервые, но в целом в странах Балтии в последние годы маневрам НАТО потерян счет. Это уже не события, а будни одного большого полигона.
Целью учений декларируется совершенствование сотрудничества союзников в военных операциях. Однако серия в целом и формирование шести командных центров альянса для быстрого развертывания сил реагирования (в Польше, Румынии, Болгарии и странах Балтии) позволяют заметить подготовку к широкомасштабной войне.
В Брюсселе и Вашингтоне традиционно игнорируют миролюбивую позицию Москвы в отношении государств НАТО, создают искусственные поводы для размещения войск в непосредственной близости от российских границ.
Почему в списке ближайших соседей России, "презлым платящих за предобрейшее" оказались страны Балтии, и что их ожидает в подобной конфигурации международных отношений?
Тайна исчезновения Прибалтики
После обретения независимости, вступления в ЕС и НАТО население бывших советских прибалтийских республик стремительно сокращается.
В Эстонии, Латвии и Литве сегодня проживают 1,31 миллиона, 1,95 миллиона и 2,84 миллиона человек соответственно (что в сумме сопоставимо с населением одного Санкт-Петербурга). В составе союзного государства в 1990 году населения было заметно больше: в Эстонии — на 250 тысяч, в Латвии — на 700 тысяч, а в Литве — на 860 тысяч человек. То есть бывшая советская Прибалтика в целом за четверть века сократилась по числу граждан на 1,7 миллиона человек.
Каждый шестой литовец учит английский язык для эмиграции >>
Официальные власти не имеют внятных объяснений массовому "исчезновению" населения. И спад продолжается.
Пустеющие страны Балтии — стратегическая угроза, замкнутый круг: население сокращается, потому что нет работы, потому что нет предприятий, потому что нет инвестиций, потому что сокращается население. Основная причина — не только и не столько в снижении рождаемости, сколько в массовой эмиграции из "недогосударства".
Рассмотрим пример самой многолюдной из трех республик — Литвы.
В 1989 году в Литовской ССР проживали 3,7 миллиона человек. От Латвии и Эстонии советская Литва отличалась аграрно-ориентированной экономикой и преобладанием национальных трудовых ресурсов. К моменту распада СССР литовцы составляли 80% населения республики, русское меньшинство не дотягивало до 10% и не могло "испортить" экономику после 1990 года. Граждане независимой Литвы ожидали экономического подъема в новой европейской семье, однако выход из союзного государства породил лишь социально-экономические проблемы.
В 2004 году Литва вступила в Евросоюз, и эмиграция стала подобна массовой эвакуации. По данным британской переписи населения 2011 года, литовцы оказались второй по численности диаспорой восточноевропейцев в Англии и Уэльсе (первенствовали поляки) — их оказалось более 100 тысяч человек (официально, британские литовцы с видом на жительство). За последние годы цифры наверняка увеличились. Возможно, литовский президент Даля Грибаускайте намерена сорок лет водить свой народ по странам и континентам для обретения истинной независимости и новой экономики Литвы. Однако нормальный инвестор ни одного евро не вложит в проект по соседству со строящимися блиндажами Третьей мировой.
Империя наносит ответный удар
В ходе празднования 25-летия государственной независимости Литвы президент Даля Грибаускайте выразила обеспокоенность попытками России реставрировать "империю". И это выглядело хроническим безрассудством.
Москва за четверть века ни разу не посягнула на независимость стран Балтии, и всегда поддерживала их морские порты транзитом российских грузов. Однако враждебная риторика и поддержка антироссийских санкций нанесли Литве вред, сопоставимый "ответным ударом империи" военными средствами. Россия лишь взаимообразно ввела экономические контрсанкции, и сразу товарооборот с Литвой упал на 30%, с Латвией и Эстонией — на 40 и 25% соответственно. Кто причинил Балтии этот ущерб? Вопрос риторический.
Представляет ли Россия военную угрозу для НАТО >>
Вместо "работы над ошибками" Вильнюс и далее передергивает факты, чтобы указать на "агрессивность" России.
Доходит до смешного. В свое время министр внутренних дел Литвы Саулюс Сквернялис назвал покушением на территориальную целостность республики шутку российского политика Владимира Жириновского обращенную в одной из телепередач литовскому коллеге: если ваша страна живет по конституции 1939 года, не пора ли восстановить историческую справедливость — вернуть Вильнюс и Клайпеду, которые до сентября 1939 года принадлежали соответственно Польше и Германии?
Однако в каждой шутке есть доля шутки, и каждая революция неизбежно влечет территориальные потери страны, так уж устроены дороги к свободе. Варшава и Берлин могут подойти к этому вопросу серьезно.
Мы видим, что фактически подаренная Москвой независимость Литвы сама по себе доходов не приносит. Вильнюсу приходится спешно конструировать и эксплуатировать надуманную, но стабильно оплачиваемую состоятельным Западом линию "противостояния с агрессивной Россией". Другого стартапа в странах Балтии по какой-то причине не придумали.
Насколько ценны балтийские члены Евросоюза — видно по отношению к ним Брюсселя и Вашингтона. "Писающие мальчики" в американской военной форме становятся всесезонной достопримечательностью Вильнюса и других балтийских столиц.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.