В конце мая в Литве завершились очередные военно-полицейские учения под названием "Королевский меч — 2017", которые проходили в Паневежисе и его окрестностях. Замысел учений был абсолютно предсказуем с учетом внутриполитических реалий и публичного позиционирования современной Литвы: военные и правоохранительные структуры снова ловили "зеленых человечков", которые безуспешно пытались устроить в литовском государстве всякие пакости. Заодно власти проверяли местных жителей на лояльность.
Кто оплачивает перманентную войну в Литве?
Однако в этот раз литовские власти решили не повторять прошлых ошибок, которые имели место быть в ходе недавних учений в городке Шальчининкай, где ни один человек не просигнализировал "куда надо", столкнувшись на улице с русскоговорящими людьми в военной форме без опознавательных знаков.
В этот раз организаторы решили заранее оповестить население и привлечь граждан к активному сотрудничеству. Более того, во время учений часть жителей Паневежиса вообще эвакуировали из зоны боевых действий, пока доблестные подразделения полиции, солдаты батальона Короля Миндаугаса, а также активисты военно-патриотических организаций добивали в городе банды проклятых диверсантов.
Все бы в принципе ничего и, как говорил еще генералиссимус Суворов, "тяжело в учении, легко в бою". Но количество военных маневров в Литве явно зашкаливает и выходит за разумные пределы. Можно сказать, что с начала 2017 года Литва "воюет" практически ежедневно и, судя по планам проведения дальнейших мероприятий, покой рядовым литовцам может только сниться.
Власти Шальчининкай: тактические учения — это разжигание национальной розни >>
Сначала в Литве прошли учения "Удар молнии", на смену им пришел "Королевский меч", параллельно стартовали учения НАТО "Прочный кобальт", а затем начались еще одни маневры — "Огненный гром". Фактически военно-полицейскими тренировочными акциями охвачена вся территория Литвы, в них принимают участие тысячи солдат и офицеров, десятки тысяч местных жителей, военные из практически всех стран НАТО и их союзников.
Все эти "молнии", "мечи" и "громы" явно стоят недешево и многие расходы оплачиваются напрямую из литовского государственного бюджета, что больно бьет по карману рядовых граждан.
Выходит, что литовский народ не только живет в мирное время в состоянии войны, но еще и платит за приятное чувство безопасности, которое, по мнению властей, в порыве патриотизма должен ощущать каждый сознательный литовец всякий раз, когда его эвакуируют из родного дома ради победы над вымышленными диверсантами.
При этом наряду с проведением различных военных учений растут расходы на оборону, приобретается новая техника, Литва принимает на себя все больше обязательств как в рамках НАТО, так и по содержанию иностранного воинского контингента, который находится в стране.
Эффективность этих мероприятий малопонятна. Во-первых, если уж Литва объявила Россию в роли потенциального противника, то очевидно, что даже если Вильнюс будет расходовать на нужды обороны весь государственный бюджет, то никогда не достигнет с РФ военного паритета.
А во-вторых, если Вильнюс надеется на зонтик НАТО в качестве своей защиты от потенциальной "российской агрессии", то зачем тогда закупать не первой свежести немецкие БТРы, чешские гаубицы и прочую технику, часть из которой сразу же разбирается на запчасти?
Обратный эффект пропаганды войны
Понятно, что есть давление на Литву партнеров по НАТО, имеется поручение президента США Дональда Трампа увеличить военные расходы до 2% от ВВП. Но зачем политики с площади Дауканто без устали кошмарят "зелеными человечками" собственное население понять сложно.
Ведь вместо мобилизационного эффекта на выходе имеется обратная реакция. Устав от постоянной пропаганды войны и риторики в духе "Не болтай — враг подслушивает!", народ, озабоченный приобретением товаров народного потребления в Польше, постепенно привыкает к учениям, "диверсантам" и даже готов в случае чего пожить в какой-нибудь "народной республике", что наглядно продемонстрировали события в Шальчининкай.
Нужно понимать, что литовский народ (те самые "буроки", как презрительно называют простых людей отдельные представители зарвавшейся элиты) далеко не настолько глуп, чтобы не видеть того, что не Россия наступает на Литву, а, скорее, наоборот, Литва, как бы это не выглядело странно, действует агрессивно в отношении России. Ведь помимо антироссийских заявлений и действий на международной арене литовские власти прямо вторгаются в сферу национальной безопасности РФ, когда под своим покровительством собирают форумы оппозиционных политиков, многие из которых имеют внутри России весьма неоднозначный имидж.
Заметьте, не в Москве проходят совещания литовской оппозиции (что было бы логично с учетом тезисов официальной пропаганды о намерении России "захватить" Литву), а именно в литовской столице собирают и спонсируют российских радикалов.
Скорее всего, столь беспардонное вмешательство во внутренние дела РФ вызвано тем, что Москва практически не замечает антироссийских акций Литвы на международной арене, предпочитая разговаривать напрямую с более значимыми государствами Запада, и у литовского истеблишмента не получается спровоцировать Россию на симметричный агрессивный ответ.
В этой связи было решено зайти с другой стороны и подразнить "русского медведя" уже иным способом, однако собрание маргинальных политиков в Вильнюсе тоже не вызвало заметной реакции в Кремле.
Таким образом, несмотря на явно провокационный характер действий официального Вильнюса, особого интереса к Литве у России на сегодняшний день нет. Представляется, что с момента памятной встречи в 2008 году президент РФ Владимир Путин ни разу не вспомнил в публичных выступлениях фамилию Грибаускайте и других литовских политиков, чего, естественно, не скажешь о них самих.
Однако "русская угроза" прочно засела в головах у литовских лидеров и это вынуждает их искать дополнительные средства на приобретение вооружений. Например, на настоящем этапе обсуждается возможность приобретения транспортных и боевых вертолетов для сил специальных операций Литвы, но поскольку финансовые возможности уже на исходе, то военные предлагают взять технику на несколько лет хотя бы в аренду. Вопросы о качестве подобной "техники", как и о смысле расходования бюджетных средств, по-прежнему остается открытым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.