По данным властей Литвы, в Британии проживает около 180 тысяч литовцев, Евростат утверждает, что их чуть меньше. Всего в Британии живут и работают, по разным оценкам, от трех до пяти миллионов граждан из стран Евросоюза. Из них не менее миллиона двухсот тысяч — из бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, включая балтийские республики.
Понаехали тут!
Такое обилие "понаехавших" стало для многих британцев фактором раздражения. И они проголосовали за выход страны из ЕС, под которым в значительной мере понимали резкое ограничение иммиграции. Недаром для британского кабинета одним из основных вопросов на переговорах с европейскими структурами станет отказ от свободного перемещения лиц — напомним, это один из основных принципов евроинтеграции.
Но так ли уж страшны иммигранты из Восточной Европы для рядового британского труженика? Попробуем разобраться.
Исследования говорят, подтверждают, что средний уровень образованности и квалификации у них повыше будет, чем "в среднем по больнице", то есть у граждан. При этом иммигранты из Восточной Европы еще и соглашаются на более низкую оплату труда, "демпингуя" на рынке рабсилы. Их вклад в британскую экономику (вторую в Европе) не исчерпывается производительностью труда при существенной экономии для работодателей. Восточные европейцы в целом более дисциплинированно, чем многие иммигранты на острове, платят налоги. Они потребляют товары и услуги и часто сами создают рабочие места, учреждая свои фирмы.
Но у тех, кто не разделяет такого позитивного взгляда, свои аргументы. Многие встревожены слишком массовым притоком иммигрантов в страну. Да, Британия традиционно широко распахивала врата для приезжих, в том числе для экзотических выходцев из бывших колоний, от Ямайки до Индии. Парадокс: они воспринимались более "своими" (хотя и тут не без трений, конечно) — все же из одной "имперской шинели", с общим языком, нередко религией и, при многих оговорках, ценностями.
Эстонцы требуют референдума по членству страны в ЕС >>
А вот граждане Восточной Европы, при всей их "европейскости" (которую подчеркивали руководители этих стран при приеме в ЕС), британцам, как ни странно, более чужды. В этом и состоит причина недоверия к ним. Хотя и стремление интегрироваться в местное общество, и интерес к культуре и ценностям, и освоение языка у них зачастую повыше, чем у переселенцев из бывших заморских владений.
Литовская диаспора: внешне без эмоций
Что ожидает литовцев в Британии? Начнется ли их отток, и если так, то куда? На родину? Или в какие-то другие страны?
На эту тему сегодня активно проводятся исследования и опросы. И они показывают, что литовские эмигранты встревожены результатами Brexit, не одобряют его, но и на родину возвращаться не спешат. Конечно, есть и такие — органы отмечают некоторый рост числа отъезжающих домой и денежных переводов. Но, может, это обычное сезонное явление. Ведь многие литовцы, работающие в Великобритании, ближе к лету каждый год начинают брать отпуска и ехать в родные края.
Опрашиваемые называют главную причину, почему хотели бы продолжать работу на туманном Альбионе. Это разница в зарплатах. Если в Литве минимальная почасовая оплата — чуть выше двух евро, то в Великобритании — примерно от 7 до 9. И шанс заработать за 40-часовую рабочую неделю под полторы тысячи евро.
Есть и другие соображения. Многие не уверены, что вообще найдут работу на родине — среди членов диаспоры распространено убеждение, что в Литве с этим напряженка. И что родные власти ничего не делают, чтобы привлечь их обратно. То есть, может быть, вакансии и есть, но вот зарплаты не вдохновляют…
При этом часть "британских литовцев" не исключает переезда. Но не домой, а, скажем, в скандинавские страны. Включая Норвегию, которая не входит в ЕС, но участвует во многих его начинаниях. Прежде всего, это литовцы-нелегалы, опасающиеся, что их "попросят" из Британии после ее окончательного выхода из Евросоюза.
Опрос британцев: страна распадется за 10 лет >>
Кстати, любопытно отметить, что некоторые литовцы прагматично заработали на падении фунта стерлингов после объявления результатов референдума. В Литве скупка фунтов гражданами возросла тогда сразу в пять раз!
Также замечено, что объем переводов денег из Великобритании в Литву трудовыми мигрантами вырос после Brexit аж в три раза! Используются различные способы перевода средств — и банковские, и по интернету, и лично в кошельках.
Литовская диаспора в Великобритании эмоциям не поддается. Многие уверены, что все преимущественно останется по-прежнему. Мол, работаем легально, налоги платим, с документами порядок — какие к нам вопросы? Среди нелегалов настроения другие, но они, по понятным причинам, реже попадаются социологам. Среди ожидаемых проблем указывают прежде всего рост инфляции и цен, а также усложнение правил въезда.
Другое дело — отношение к происходящему. Литовские иммигранты видят больше минусов, чем плюсов. Многие недоумевают — как такое вообще могло произойти? Упрекают британцев, что голосовали сгоряча, не подумав. Кто-то полагает, что вчерашние иммигранты, получив гражданство, сами поддержали Brexit, не желая делиться рабочими местами и благами… На форумах наблюдается парадокс: иммигранты обвиняют во всем других иммигрантов!
Вот и получается, что литовцы Британии, хотя и не намерены собирать чемоданы, но особого оптимизма по поводу происходящего не ощущают.