Это становится особенно очевидным во время государственных визитов литовских политиков — как и то, что Латвии и Эстонии такая идея вовсе не нравится. К примеру, во время июньского визита Грибаускайте в Таллинн попытка учить эстонцев тому, что их электронная система голосования небезопасна, встретила прямой отпор со стороны президента Эстонии, заявившей о ее полной безопасности — дискутировать тут не о чем. Не удается Литве настоять и на том, что достаточно одной смычки с энергосетями ЕС по польской территории — Эстония и Латвия настойчиво требует две.
Почему же попытки Вильнюса претендовать на лидерство постоянно торпедируются со стороны Риги и Таллинна?
Главная причина заключается в том, что Литве просто нечего предложить соседям. Все верно: и население больше, и территория, но это не ключевой фактор. Литовский рынок сбыта все равно очень мал, а литовские инвесторы не являются ключевыми ни для Латвии, ни для Эстонии.
Литва теоретически могла бы поделиться плодами дипломатии, особых отношений с одной из влиятельных стран мира, к примеру, США, но и это соседям не нужно. С США и другими странами Латвия и Эстония вполне способны выстроить не менее конструктивные и полезные отношения, что уже и происходит. А вне западного лагеря Вильнюс не смог каким-либо образом отличиться.
Если брать, к примеру, деловые и экономические связи с Китаем, то тут у Литвы отношения не более развиты, чем у других стран Балтии. Да и отношения с Китаем складываются главным образом в конкуренции за транзитные потоки, которые могут пойти через порты Литвы, Латвии или Эстонии — кто как сможет договориться с Пекином. А это как раз не объединяет страны Балтии, а разъединяет их.
Дополнительным фактором негатива для стремления Литвы доминировать является то, что у одной из стран Балтии, Эстонии, все же получилось выстроить эксклюзивные отношения с достаточно значимой страной ЕС — Финляндией. Финны выстроили теснейшие отношения с эстонцами, признав их близкими родственниками, в том числе по фактору причисления эстонского языка к финно-угорской группе языков. Тут уже ни литовцам, ни латышам эстонского успеха повторить не получится. Нет в западном мире страны, которая признала бы их своими родственниками и начала бы, как это происходит в отношениях Финляндии и Эстонии, очень доброжелательно курировать и оказывать огромную экономическую поддержку. Те, кто был в Эстонии и видел, насколько финская экономика способствует развитию эстонской, и сколько общественных зданий отремонтировано или построено за счет правительства Финляндии, поймут, о чем речь.
Литва теоретически могла бы также опереться на Польшу, но стиль жизни мешает — неприкрытый национализм литовской элиты заставляет Варшаву переживать за польское меньшинство на территории Литвы, что постоянно осложняет отношения.
Что уж говорить о том, что Вильнюс упустил шанс опереться на Россию, в отличие от прагматичного Хельсинки, для которого особые отношения с Россией десятилетиями являются значимым фактором расцвета экономики. А ведь шанс был. Когда Латвия и Эстония ссорились с Россией по поводу русскоязычных меньшинств, не желая давать им гражданство, Вильнюс гражданство всем своим меньшинствам предоставил, что могло создать совершенно особые отношения между Россией и Литвой. Могло бы, если бы из Вильнюса постоянно не раздавались воинственные заявления в адрес Москвы, что портит все.
Латвия не поддержала Литву по ограничению закупок с БелАЭС >>
В результате получается, что каждый сам за себя. К примеру, в страстной, но плохо продуманной кампании атаки против строительства белорусской АЭС Литвы как Эстония, так и Латвия стараются остаться в стороне. Прямой интерес Латвии вовсе не помочь в безнадежной кампании литовской соседке, но сохранить (а то и приумножить) потоки белорусского транзита через свою территорию, которые дают солидные отчисления в бюджет, в том числе за счет Литвы. И если Вильнюс добровольно подрывает свои отношения с соседями, это лишь облегчает Риге и Таллинну выполнение своих задач.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.