ВИЛЬНЮС, 6 июн — Sputnik, Георгий Воронов. Президент Литвы Даля Грибаускайте считает Россию главной угрозой для стран Балтии.
Новый виток пропаганды
Грибаускайте, которая посетила Таллинн с официальным визитом, в ходе встречи с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что Вильнюс и Таллинн "сталкиваются с теми же угрозами в сфере безопасности" и назвала три главные. Это "продолжающаяся агрессивная милитаризация Калининградской области", российско-белорусские учения "Запад-2017", которые пройдут 14-20 сентября и, по ее словам, "направлены против Запада", а также кибернетические и информационные атаки, сообщается на сайте главы Литвы.
"Мы (Литва и Эстония) находимся на передней линии этих атак", — заявила Грибаускайте и призвала Кальюлайд добиваться на саммите НАТО в 2018 году важных для стран Балтии решений в сфере безопасности.
В числе необходимых мер президент Литвы назвала выработку альянсом механизма ускоренного принятия решений, постоянное обновление оборонительных планов с припиской к ним конкретных военных соединений, принятие мер предотвращения военной изоляции стран Балтии и создание региональной системы ПВО.
Это далеко не первый случай жестких высказываний Грибаускайте по отношению к России и спекуляций на тему захвата балтийских стран. В преддверии визита в Таллин она дала интервью эстонской газете Postimees (Postimees), в котором назвала Россию главной проблемой для стран Балтии, что "вынуждает их все больше укреплять свою военную силу".
Белорусско-российские маневры "Запад-2017" она считает "агрессивными играми", направленными против стран НАТО. Ранее Грибаускайте уже называла эти учения "демонстративной подготовкой к войне с Западом".
И это при том, что генсек НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял, что альянс не видит непосредственной угрозы со стороны РФ для восточного фланга НАТО.
В Москве также подчеркивали, что Россия никогда не будет нападать на какую-либо страну НАТО. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, в альянсе прекрасно знают об отсутствии у Москвы планов нападать на кого-либо, но просто пользуются поводом для того, чтобы разместить больше техники и батальонов близ российских границ.
Впрочем, тот факт, что Грибаускайте постоянно вещает о России и якобы исходящих от нее угрозах, легко объясним. В Литве социально-экономический кризис, который усугубляется увеличением эмиграции населения. Грибаускайте прибегает к громким высказываниям в адрес России, чтобы отвлечь граждан от насущных проблем. При этом жесткую антироссийскую риторику очень любят на Западе, чье мнение Даля Поликарповна ценит превыше всего.
Когда в товарищах согласия нет…
В ходе визита Грибаускайте в Эстонию обсуждались также проблемы энергетического сотрудничества стран Балтии. Именно в этой сфере интересы двух стран противоречат друг другу, создавая почву для конфликта и взаимной критики.
"Что касается энергетического и газового рынков, то Эстония поддерживает многообразие источников и свободный рынок. Задача государств состоит в том, чтобы были технически действующие энергосети и соединения с Европой. Без сомнения, важно, чтобы страны Балтии сотрудничали в этом вопросе", — говорится в пресс-релизе канцелярии президента Эстонии по поводу визита Грибаускайте.
По мнению экспертов, это означает, что Литва вновь безуспешно призывала Эстонию бойкотировать строящуюся в Беларуси АЭС и не покупать в будущем генерируемую ею энергию.
Вильнюс потратил много времени и сил на то, чтобы добиться прекращения строительства АЭС в Островце, всего в 50 километрах от границы с Литвой, а также заявил о намерении на законодательном уровне бойкотировать дешевую энергию, которая уже в 2019 году может начать поступать на региональный рынок.
Минск неоднократно подчеркивал, что станция, которая, кстати, строится на деньги России и по российскому проекту, отвечает самым высоким требованиям безопасности. Международные эксперты по безопасности АЭС не отрицают этого — станция прошла уже несколько проверок МАГАТЕ и еще пройдет. Иными словами, у Литвы нет формальных оснований требовать прекращения строительства по причине недостаточной безопасности станции.
Со своей стороны, Эстония не поддерживает Литву в ее намерении прекратить строительство станции или блокировать впоследствии экспорт генерируемой там энергии.
Страны Балтии декларируют намерение "порвать" с постсоветской энергосистемой БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва), чтобы присоединиться к энергорынку Евросоюза, синхронизировать свои системы с системами континентальной Европы они рассчитывают к 2025 году.
Литва, ссылаясь на данные проведенного Центром исследований Еврокомиссии исследования, утверждает, что наиболее эффективное и экономически выгодное направление синхронизации – через Польшу.
Эстония до последнего времени основывалась на варианте подключения через ее сети и смычки с финскими или шведскими сетями. Однако на встрече с Грибаускайте премьер-министр Эстонии Юри Ратас заявил, что Таллинн поддерживает синхронизацию электросетей через Польшу, если это осуществить через линию передачи, расположенную в двух трассовых коридорах.
Комиссар ЕС по энергетике Марош Шефчович сказал по поводу намерения стран Балтии выйти из энергокольца БРЭЛЛ лишь то, что "они имеют на это право". Он также отметил, что до начала переговоров по поводу их выхода из БРЭЛЛ следует дождаться завершения финансируемого ЕС исследования всего комплекса связанных с разрывом БРЭЛЛ вопросов, включая проблему энергообеспечения Калининграда.
Грибаускайте, конечно, не могла не затронуть в Таллине тему использования установленного в литовской Клайпеде судна-терминала сжиженного природного газа (СПГ), которое, по ее мнению, поможет всем трем государствам Балтии сократить зависимость от российского газа.
Пока дело не очень продвигается, поскольку по этому вопросу "дружить" с Латвией и Эстонией не получается. Эстония сама хочет строить похожий терминал. Страна даже попросила Еврокомиссию финансировать этот проект, но заявку эстонской компании Alexela о получении финансовой помощи по строительству терминала СПГ в порту Палдиски Евросоюз отклонил в феврале 2017 года.
Тем не менее, руководители Alexela не собираются отказываться от работы над проектом терминала СПГ. Тем более, что договор об аренде Клайпедского плавучего терминала действует до 2024 года, к тому времени должен быть готов региональный СПГ-терминал. По мнению эстонской стороны, Палдиский терминал СПГ, который развивает Alexela, с экономической и логистической точки зрения остается лучшим вариантом для Финляндии и Балтийских стран.
В свою очередь, Ратас заявил Грибаускайте, что региональный СПГ-терминал должен появиться на основании рыночной логики и долгосрочным решением был бы региональный газовый терминал на берегу Финского залива. "Такое решение поддержало и заказанное Европейской комиссией исследование", — подчеркнул эстонский премьер.
Еще одной сферой, в которой сотрудничество продвигается со скрипом, является транспорт. Вовсе не случайно президент Литвы, находясь в Таллине, призвала к скорейшей ратификации парламентами балтийских стран соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltica — очень важного для региона проекта, который оживит экономику стран Балтии.
Иначе, по словам Грибаускайте, "другие государства-союзники и Европейская комиссия скажут — если вы сами не способны договориться, то почему мы должны выделять на это деньги". "Три государства Балтии должны показать, что могут сотрудничать", — пояснила она.
Rail Baltica – железнодорожная магистраль с европейской колеей (1435 миллиметров) длиной 730 километров, которая должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Протяженность трассы в Эстонии примерно 300 километров, в Литве — 360 километров, в Латвии — немногим более 300 километров. Стоимость проекта составит около 5,8 миллиарда евро, из которых 85% должен предоставить Евросоюз.
Визит Грибаускайте в Эстонию – очередное свидетельство того, что политики стран Балтии живут мыслями о "русской угрозе", за каждым углом видят "руку Москвы". Призывают друг друга не поддаваться влиянию "мягкой силы" и не идти навстречу соблазну экономической выгоды от восстановления добрососедских отношений с Россией.
Однако также очевидно, что антироссийская риторика никак не способствует ни нормальному развитию собственно Литвы, ни эффективному торгово-экономическому взаимодействию балтийских стран.