ВИЛЬНЮС, 30 мая — Sputnik. На прошедшем в Риге Балтийском форуме латвийский экс-политик и крупный предприниматель Айнарс Шлесерс заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги (Lietuvos Geležinkeliai).
Соответствующую заявку сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит Российским железным дорогам.
До сих пор Lietuvos Geležinkeliai монопольно оперировала на маршруте в Калининград, что позволяло ей держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 миллионов тонн в год. Идея Шлесерса создает весьма интересную альтернативу с рядом последствий.
Основу для альтернативы ERT создала Rail Baltica. "Поскольку есть договоренность по Rail Baltica, это первый шаг в нашу поддержку, так как до сих пор не было единой позиции, — отметил Шлесерс в интервью Sputnik Латвия. — Литовцы хотели сделать узкую колею до Каунаса и дальше ничего не развивать. Им выгодно монополизировать стыковку узкой и широкой колеи и диктовать плату если не за перевозки по железной дороге, то за терминальные услуги".
Если литовцы вместе с Латвией и Эстонией договорились о равном доступе к новой узкой европейской ветке, то такие же условия должны быть и по старой колее 1520. Де-юре европейское законодательство оговаривает это давно.
Подробнее про проект стран Балтии Rail Baltica можно прочитать здесь >>
По словам Шлесерса, они хотят, чтобы литовская сторона открыла свои карты и сказала, сколько стоит коридор на Калининград, а если не договорятся — готовы судиться с Литвой в европейском суде.
Он решительно настроен побороться за 10 миллионов тонн калининградских грузов и считает, что правительство Латвии должно поддержать своего перевозчика. Литва, по мнению Шлесерса, ведет себя по отношению к Латвии нечестно на протяжении многих лет. Как пример, он приводит разрушение железной дороги из Литвы на Лиепаю, чтобы невозможно было везти нефтепродукты из Мажейкяя в этом направлении. "Затем литовцы начали нескончаемый ремонт пути на Рижский порт. Это очень некорректное поведение для соседнего государства. Мы молча смотрим на все это", — сказал Шлесерс.
Он задается вопросом: что бы было, если бы Латвия запретила движение по своим дорогам грузовикам с литовскими номерами?
Шлесерс отметил, что перевозя большой объем грузов на Калининград и назначая за это высокие цены, Литва может субсидировать перевозки на Клайпеду. Он призвал правительство и министерство сообщения Латвии помочь Euro Rail Trans решить эту проблему, и при необходимости – даже в европейском суде.
Латвия на Балтийском форуме на уровне министра сообщения Улдиса Аугулиса (накануне имевшего также доверительные переговоры с советником президента РФ Игорем Левитиным), национального железнодорожного концерна Latvijas Dzelzceļš и крупнейшего частного перевозчика Euro Rail Trans подтвердила решимость развивать совместные проекты с Россией.
Это отметил и сам Левитин, по словам которого, Латвия не выделяется агрессивной политической риторикой в последние годы, в отличие от ее соседок Литвы и Эстонии. В кулуарах он подтвердил готовность развивать совместные транзитные проекты с Латвией, в частности по грузам из Индии, которые планируется переправлять через Каспий в порты РФ и далее в Белоруссию, Польшу и Латвию.
В совместных проектах видит решение текущих политических проблем и Шлесерс. На вопрос, не опасается ли он обвинений в том, что на родине его станут называть "рукой Москвы", Шлесерс ответил с усмешкой: "Я не политик, у меня нет избирателей, которым я должен подыгрывать. Я хочу двигать бизнес-проекты, и свои мысли я готов озвучить без боязни, что меня кто-то неправильно поймет". А последствия инициативы Шлесерса могут быть многомерными. Создание латвийского коридора на Калининград поможет привлечь грузы в латвийские порты. Отказ от монополии Литовских железных дорог на Калининградском маршруте снизит цены на перевозки для российских клиентов.
Вынужденная снизить цены в результате конкуренции со стороны латвийского перевозчика, Литва не сможет больше субсидировать перевозки на Клайпеду, что она делала годами, создавая ситуацию демпинга для конкурентов из Латвии и привлекая грузы в Клайпедский порт. Фактически это были перекрестные субсидии, запрещенные законодательством ЕС.
Частный перевозчик Euro Rail Trans, имеющий лицензию в Латвии, предлагает другой коридор в Калининград для России, от которого выигрывают обе стороны.