ВИЛЬНЮС, 16 июн — Sputnik. Клайпедский порт будет развиваться как в южной, так и в северной части города, в том числе планируется постройка внешней гавани в Мелнраге, сообщает министерство транспорта и коммуникаций.
По предварительным планам, генеральный план порта, в рамках которого планируются эти изменения, должен быть завершен и утвержден к концу этого года.
"Мы понимаем важность развития порта и его значения как для Клайпеды, так и для экономики Литвы в целом. В целях обеспечения конкурентоспособности порта на международных рынках мы должны обеспечить максимальное развитие порта в будущем", — сказал заместитель министра транспорта Ричардас Дегутис.
"В последние годы большинство мировых портов расширяются, поэтому порт Клайпеды также предусматривает такую возможность, учитывая изменения в глобальном судоходстве — ежегодно параметры судов быстро растут. Однако эта возможность будет реализована только при наличии необходимости и инвесторов. Этот проект имеет две заинтересованные стороны — порт и город. Если одна из сторон не видит необходимости в разработке, развития не будет", — отметил он.
Возможность максимального развития порта ранее большинством голосов одобрили совет порта и совет по вопросам развития порта, объединяющий представителей различных министерств, бизнес-ассоциаций, связанных с деятельностью порта ведомств, научных учреждений.
Главный план порта также включает перестройку молов, реконструкция которых ожидается в период 2014-2020 годах с использованием долгосрочного финансирования из фондов Европейского Союза. По словам заместителя министра, поэтому важно, чтоб реализация проекта началась как можно скорее.
Общий план развития, охватывающий длительный промежуток времени длиной в 15 лет — первый в истории порта. Помимо плана еще разработана концепция развития на 25 лет. Это позволит реализовать и развивать портовые проекты, которые обеспечат долгосрочную конкурентоспособность порта — достичь максимальной глубины фарватера и формирования новых зон.
Результаты работы
За первые пять месяцев этого года грузооборот в Клайпедском морском порту составил 17,201 млн. тонн — на 3,1% больше, чем в январе-мае прошлого года, когда было перевалено 16,692 миллионов тонн.
Только в мае 2017 года, по сравнению с маем 2016 года, погрузки выросли на 6,1% до 3,614 миллионов тонн.
Как рассказал директор порта Арвидас Вайткус, в мае в Клайпедском порту было перегружено необычно много, объемы погрузок были одними из наиболее значительных среди месячных показателей за всю историю порта, а динамика погрузок была достаточно хорошая, особенно учитывая, что в прошлом году порт поставил рекорд погрузок.
Руководитель порта также отметил, что в этом году погрузки росли за счет удобрений, а оборот нефтепродуктов наоборот сократился из-за того, что часть грузов, которые традиционно шли через Клайпеду, были направлены в Беларусь.
К примеру, отметил Вайткус, значительная часть дизельного топлива Orlen Lietuva была отправлено в Беларусь, где очень тщательно следят за прозрачностью местного рынка.
Напомним, что грузовые потоки из Беларуси особенно зависели от объемов транспортировки нефти. После подписания в 2016 году долгосрочного соглашения с БНК ("Белорусская нефтяная компания"), поток нефтепродуктов из Беларуси был существенно увеличен, но во второй половине 2016 года Россия значительно сократила поставки нефти в Беларусь. В результате ограничений поставок нефти белорусские НПЗ почти все горючее реализовывали на местном рынке и поэтому перестали возить его через Клайпеду.
По этой причине объем поставок упал и до сих пор не восстановился.