По факту, если проект Эльблонгского порта (его планируется связать судоходным каналом через Балтийскую косу с водами Гданьской бухты) будет реализован, то у литовского порта в Клайпеде появится серьезный конкурент. Ведь, несмотря на то, что расширить Эльблонг планируется, в первую очередь, в военных целях, соображения коммерческой выгоды никто не отменял — поляки уже заявляют, что "порт выделяется для сотрудничества с Украиной и Беларусью".
Клайпедский порт пока эффективен
Конкуренция на Балтике будет обостряться, а с учетом российской стратегии по развитию собственных портов и соответствующей переориентации грузов, борьба за белорусский транзит становится определяющим фактором выживания портов Литвы и Латвии.
Между тем именно Клайпеда демонстрирует в последние годы, пожалуй, наибольшую эффективность, что подтверждает статистика.
По информации дирекции предприятия "Клайпедский государственный морской порт", прошлый год стал лучшим в истории — грузооборот составил 40,14 миллиона тонн, на 4,2% больше в сравнении с 2015 годом. Для сравнения: в Рижском порту за тот же период времени было перевалено 37,07 миллиона тонн грузов, на 7,5% меньше в сравнении с 2015 годом.
Немаловажным фактором в истории успеха Клайпеды является то, что в свое время, в конкурентной борьбе за транзит белорусских калийных удобрений, литовцам удалось победить визави из Вентспилса и Риги. Это было сделано за счет грамотной стратегии работы с белорусским экспортером.
В последние годы в рамках белорусско-литовского делового сотрудничества удалось выстроить слаженную работу практически всех звеньев логистической цепочки: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги.
Фактически через Клайпеду Белорусская калийная кампания (БКК) получила возможность сопровождать и доставлять грузы "до дверей потребителя".
При этом в собственности "Беларуськалия" находятся 30% терминала насыпных грузов, а БКК является основным акционером литовской компании Fertimara. Последняя занимается агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, оказывает транспортно-экспедиторские услуги.
Столь же эффективно литовская сторона действует и в области создания оптимальных маршрутов для транзита белорусских нефтепродуктов, где основными конкурентами литовцев снова выступают латыши.
Если в январе-июле 2015 года латвийские порты забирали 37% от общего объема экспорта белорусских нефтепродуктов, а литовские лишь 13%, то в 2016 году ситуация уже выглядела иначе. Доля латвийских портов снизилась до 32%, а литовских, напротив, возросла до 25%.
Впереди новый виток конкуренции
Рост статистики Клайпедского порта на 222% в 2016 году в сравнении с 2015-м выглядит впечатляюще. Занимательно, что профильные белорусские чиновники в полной мере удовлетворены действиями литовских коллег по обеспечению белорусского транзита, а в экспертных кругах Беларуси считается, что интересы экспортеров превалируют над политикой.
Именно поэтому официальный Минск фактически никак не реагирует на усилия литовского бомонда в области "продвижения демократии" (фактически подготовку условий для свержения власти в соседней стране).
Между тем Россия намеревается перенаправить транзит своих ближайших союзников, прежде всего белорусов, в морской порт Усть-Луга — это приоритетный проект российской стороны на Балтике.
Помимо российских предложений, перед Клайпедой замаячил еще и польский конкурент, появление которого Литва будет вынуждена молча принять по причине очевидной заинтересованности верхушки НАТО в развитии порта в Эльблонге.
На фоне того, что Российские железные дороги уже предлагают белорусам 25-процентную скидку к железнодорожному тарифу, поляки также заявляют о готовности предоставить некие "льготные условия".
Клайпедский порт планирует остаться лидером среди стран Балтии >>
Представляется сомнительным, чтобы в ближайшие два-три года ситуация с белорусским транзитом кардинально поменялась, однако специалистам в Вильнюсе уже сейчас надо думать о том, как удержать белорусские нефтепродукты и хлоркалий в Клайпедском порту.
Дело идет к тому, что в обозримой перспективе литовцам придется конкурировать не с латышами, а с поляками и россиянами, возможности которых значительно выше.