ВИЛЬНЮС, 9 мая — Sputnik, Георгий Воронов. Первое впечатление, которое складывается по результатам второго тура президентских выборов во Франции, это то, что в стране был проведен референдум по вопросу доверия к Евросоюзу.
Евроатлантист и глобалист Эманнуэль Макрон одержал более убедительную победу, нежели даже прогнозировали социологи. Он получил голоса более 20 миллионов граждан или 65,82% избирателей, тогда как в пользу евроскептика Марин Ле Пен проголосовали 34,18% избирателей или немногим менее 10 миллионов граждан. Эти цифры говорят о европейской ориентации французов.
На этот раз Макрон спас Европу, но возможный провал его европейской политики на следующих, уже парламентских выборах не только откроет путь к победе националистов, но и мотивирует инициирование "Фрэкзита".
В воскресенье общество Франции проголосовало в пользу Объединенной Европы с авансом — ожидая от своего нового президента и Брюсселя реформы. По всей видимости, Макрон станет союзником канцлера Германии Ангелы Меркель в вопросе осуществления концепции "Многонациональная Европа", что предполагает интеграционную дифференцированную активность для разных стран. С одной стороны, это приведет к ослаблению бюрократии Брюсселя, а с другой — увеличит весомость национальных органов стран-членов ЕС.
Новый президент — это проявление французского политического истеблишмента, заявка, которая должна предотвратить окончательный крах политической системы Пятой Республики. Система, основанная на конкуренции между социалистами и консерваторами, больше не действует, отражением чего и стали последние выборы.
Однако насколько бы ни была триумфальной победа Макрона на президентских выборах, он все же нуждается в опоре в парламенте, или, как он сам выразился — в "сильном большинстве" для осуществления эффективного управления или конституционных преобразований.
Парламентские выборы назначены на 11 и 18 июня, и здесь картина не настолько очевидна, как это было в случае второго тура президентских выборов. Если Макрон, кроме своих приверженцев, на завершившихся выборах получил также и голоса оппонентов Ле Пен, то на парламентских выборах его партия "Вперед" лишена подобного "бонуса" и имеет почти равные возможности с консерваторами, ультраправыми и ультралевыми (не будем игнорировать тот факт, что во втором туре выборов 4 миллиона французских избирателей попросту "испортили" избирательные бюллетени).
Макрон должен суметь воспользоваться противостоянием между "системщиками" и "маргиналами" для формирования отмеченного им "сильного большинства" или коалиции с собственной повесткой. Этого требует характер бицефальной исполнительной власти Франции.