Обстоятельства сложились так, что сегодня на воздушном рынке Балтии самая крупная республика — Литва — не имеет национальной авиакомпании. В Латвии есть Air Batic, в Эстонии — Estonian Air, а вот в литовских аэропортах господствуют чужие перевозчики, при этом около 90% обеспечивают Ryanair, Wizair и Star Alliance.
Так было не всегда. До января 2009 года роль национального перевозчика исполняла flyLAL — Lithuanian Airlines, которая обслуживала 14 прямых маршрутов 85-ю рейсами в неделю. Однако под гнетом финансовых проблем flyLAL — Lithuanian Airlines была ликвидирована. В результате 612 работников компании были уволены, а Рига получила за счет Вильнюса подарок в виде 17% пассажиропотока и стала главным аэропортом Балтии.
Почти все эксперты сходятся во мнении, что власти Литвы тогда поступили неправильно и напрасно не предприняли усилия, чтобы спасти компанию. При этом приводят примеры рачительного поведения соседей в аналогичных случаях.
Так, польское правительство в 2003 году выделило на реконструкцию LOT 200 миллионов евро. Эстонцы в 2008-2014 годах вложили в Estonian Air почти 126 миллионов евро. А латвийские власти в 2010-2012 годах дали Air Baltic кредит почти на 100 миллионов евро.
Впрочем уместно напомнить, в каком "контексте" flyLAL — Lithuanian Airlines лишались поддержки. Это был пик мирового кризиса; консерваторы только-только пришли к власти и принимали едва ли не самые жесткие за всю историю независимости Литвы решения по экономии средств.
Неудачной оказалась и попытка реанимировать национальную компанию под брендом Air Lituanica, предпринятая мэром Вильнюса Артурасом Зуокасом. Компания была учреждена летом 2013 года с долевым участием города в 83%. Air Lituanica имела в наличии всего три самолета и обслуживала девять маршрутов, ориентируясь в основном на клиентуру бизнес-класса. Ничего не вышло. Город пытался вытянуть компанию, выделив 7 миллионов евро, но денег оказалось недостаточно, и в мае 2015 Air Lituanica почила в бозе.
От конкуренции к кооперации
Между тем после перенесенного удара ситуация с маршрутами стала довольно быстро выправляться усилиями тогдашнего министра сообщений Литвы Элигиюса Масюлиса.
Кардинальные перемены начались после того, как в мае 2013 года на должность гендиректора Вильнюсского аэропорта заступил 34-летний юрист, один из менеджеров Копенгагенского аэропорта Гедиминас Алмантас.
Алмантас предложил отказаться от конкуренции с балтийскими аэропортами, сменив ее на стратегию кооперации. В частности, не стремиться стать транзитной страной, поскольку эту нишу уже заняли латыши. Он также скептически отверг навязчивое стремление во что бы то ни стало иметь национального перевозчика — Алмантас предпочел все риски возложить на солидные международные компании.
Еще одна его идея состояла в том, чтобы объединить три литовских аэропорта в единую систему, что и было реализовано уже в 2014 году путем учреждения госпредприятия Lietuvos oro uostai (Литовские аэропорты), которое Алмантас и возглавил.
Эффективность была достигнута сразу же. В последующие годы литовские аэропорты демонстрировали рекордные темпы развития.
Особенно быстрыми темпами растет аэропорт Паланги, который в прошлом году увеличил пассажиропоток на 60%.
Под знаком концессии
На конференции, организованной Еврокомиссией 23 марта в Софии, Алмантас представил проект развития Вильнюсского аэропорта стоимостью 60 миллионов евро.
Главным звеном проекта является реконструкция взлетно-посадочной полосы. По этой причине аэропорт с 14 июля по 18 августа будет закрыт, часть маршрутов перенаправят в Каунас.
Остальные средства, половину которых предоставит ЕС, пойдут на расширение терминала, автопарковки, повышение техники безопасности Вильнюсского аэропорта и другие работы. Гендиректор отметил, что все это предстоит сделать до 2020 года, но цель 20-летней перспективы — вывести Вильнюс на 10-милионный пассажирооборот.
Успешность этих амбиций Алмантас связывает со своим третьим концептуальным тезисом — передачей аэропортов в концессию, по поводу которой минувшим летом Сейм принял специальный закон. Предполагается, что их поиск начнется во второй половине 2017 года и займет один-два года.
В успехе Алмантас не сомневается: "разведка" в виде инвестиционной конференции в Софии выявила около сотни заинтересованных лиц.