Европейский парламент 17 февраля принял резолюцию об усилении централизации Европейского союза, введении должности министра финансов ЕС и создании общей европейской армии. Это решение могло стать важным сигналом о том, что руководство ЕС понимает всю глубину накопившихся за последние годы проблем и делает ставку на централизацию, которая может помочь сплотиться в непростые времена.
К сожалению, ни о каком сплочении речи не идет, поскольку за резолюцию проголосовали 283 евродепутата при 269 голосах против и 83 воздержавшихся. Этот факт послужил еще одним поводом задуматься об отсутствии единства в ЕС, без которого решать проблемы объединения очень проблематично.
Между тем проблемы ЕС сами по себе не так страшны по сравнению с тем, как их подают и используют политики отдельных стран ЕС.
Да, в последние годы в ЕС мигрантов приехало на несколько миллионов больше, чем обычно. Однако гораздо тревожнее, чем миграционный кризис, — ситуация с рождаемостью в ЕС. Она несколько разнится в зависимости от того или иного государства, но тенденция одна — везде в Евросоюзе рожают слишком мало детей, чтобы население могло воспроизводиться без внешнего притока. Иммигранты позволяют решить серьезную проблему резкого старения населения ЕС.
Однако то, как используют тему мигрантов правые политики в отдельных странах, вызывает серьезные опасения. Для политиков-радикалов это стало возможностью нанести удар по евроинтеграции, начать призывать свои страны к выходу из ЕС из-за засилья "понаехавших".
Аналогичным образом складывается ситуация с терроризмом. Террор был, есть и будет в Европе вне зависимости от того, сохранится или распадется союз. Но когда радикальные политики объявляют терроризм результатом пребывания их стран в ЕС, это позволяет им использовать проблему для дезинтеграции объединения.
Brexit является еще одной проблемой, которую ЕС надо срочно решать. Выход Великобритании из ЕС — плохой знак для будущего ЕС как эффективной организации. Впервые кто-то принимает решение о выходе, а не просится, чтобы его взяли "под крыло". С таким имиджем трудно выглядеть уверенно и непринужденно на мировой арене. А если вспомнить, что произошло с СССР вскоре после того, как Литва, Латвия и Эстония объявили о намерении выйти из его состава, то ситуация действительно складывается тревожная.
По уму проблему пошатнувшегося имиджа ЕС надо решать путем ускоренного принятия новых членов, чтобы показать — кто-то выходит, но кто-то и жаждет присоединится.
Закавыка в том, что страны-кандидаты в ЕС, как на подбор, представляют собой "рассадник" экономических проблем — они точно станут дотируемыми регионами ЕС сразу после вступления. Поэтому принять единодушное решение о вступлении таких государств в ЕС будет очень трудно.
Выход Великобритании ставит ребром новую серьезную проблему — кто должен платить за евроинтеграцию? Британцы были одним из главных спонсоров дотируемых регионов Евросоюза, и их уход заставит остальные богатые страны ЕС тратить гораздо больше на евроинтеграцию, чем раньше. Это опять же увеличивает шансы радикальных политиков на приход к власти с лозунгом "Выходим из ЕС!"
Президент Германии предложил сделать паузу в евроинтеграции >>
Хочется надеяться, что ЕС уцелеет, ведь его возможный распад надолго дестабилизируют мировую экономику.
Один только крах зоны евро — напомним, в этой валюте формируется значительная часть золотовалютных резервов многих стран мира и она активно используется крупнейшими банками во всех регионах — способен вызвать мировой финансовый кризис похуже того, что начался в 2008 году.
А если учесть неизбежные споры между бывшими членами ЕС по поводу дележа его активов и последствия для экономики одномоментного разрыва тысяч соглашений ЕС, то становится очевидно: эта часть мира из мотора развития региона может надолго стать его тормозом. И это в том случае, если удастся избежать военных действий между бывшими членами и гражданских войн — совершенно разрушительного сценария.