ВИЛЬНЮС, 17 фев — Sputnik, Макс Стрелков. Чемпионат мира по биатлону в австрийском Хохфильцене продолжает преподносить сюрпризы. Самое громкое событие случилось в четверг в мужской индивидуальной гонке на 20 километров — сенсационную победу одержал американец Лоуэлл Бэйли, который опередил всех суперзвезд. Причем развязка произошла под шуршание падающего занавеса, что произвело особенно сильный эффект на всех, включая президента Литовской федерации биатлона Арунаса Даугирдиса, который согласился побеседовать со Sputnik Литва на "злобу дня".
Работа прежде всего!
— Победы Бэйли, конечно, никто не ожидал. Но тем и прекрасен биатлон, что даже при наличии такого аса, как Мартен Фуркад, нельзя заранее отдавать ему победу ни в одной гонке. Успех Лоуэлла — это еще поддержка тех надежд, что лелеют все маленькие команды, включая литовскую. Как бы ни было трудно конкурировать с грандами, это все же возможно!
Если работать и полностью отдаваться любимому делу, то в биатлоне возможны чудеса. Несмотря на те огромные возможности и резервы — финансовые и кадровые, которыми располагают Норвегия, Германия, Россия.
Благо, среди маленьких команд уже есть солидарность. Мы поддерживаем друг друга, кооперируемся, проводим свои соревнования и сборы, помогая развиваться друг другу. Так что сдаваться никто не хочет и не будет. Допустим, наш Томас Каукенас очень достойно выглядел в спринте, занял 31-е место. А ведь мы за него опасались! Каукенасу не повезло: заболел на сборе в итальянском Риднау, где пришлось воздерживаться от тренировок. Однако Томас восстановился и теперь показывает хороший биатлон.
В женской команде все сложнее. Что-либо спрогнозировать практически невозможно. В одной гонке спортсменки могут войти в топ-50, но уже на следующий день выступить крайне неудачно, и быть в самом конце финишного протокола. Очень сложно. Говорю это как специалист, который ранее работал именно с женщинами: многое у них зависит от настроения, а оно меняется очень часто.
Ведем борьбу за Олимпиаду
— Конечно, главная наша задача — завоевать право выступить на Белых играх-2018 в южнокорейском Пьенчане как полноценная мужская команда. Чемпионат мира в Хохфильцене — важнейший этап отбора. Спринт, индивидуальная гонка, эстафеты — это именно те виды соревнований, которые определяют рейтинг в Кубке наций. Надо быть в топ-20, а в конкурентах — ближайшие соседи: Латвия, Эстония, Финляндия, еще Румыния. Но все равно мечтаем оставить след в истории, склонив чашу весов на свою сторону. До гонки на 20 километров Литва находилась на 22-м месте, но сегодня мы сумели набрать больше баллов, чем ближайшие соперники. Но в субботу — мужская эстафета, чье значение огромно.
Сумеем завоевать право выступить в Пьечане мужской командой — это будет солидный шаг вперед в развитии нашего биатлона. Я повторю свой тезис: литовская сборная — маленькая команда. В первую очередь у нас ограничены тренерские ресурсы. Ветераны уже на пенсии, а преемственность, к сожалению, отсутствовала. Только сейчас мы оказываем поддержку молодым наставникам. И как тут сравнивать грандов, у которых мощнейшие тренерские бригады, и нас?
В конце концов, скажу то, что является правдой: мы самая бедная команда в биатлоне — в части тренерского штаба и сервиса. У нас только два наставника и два мастера подготовки лыж. Но, разумеется, в процессе сервиса лыж участвуют все, включая главного тренера Мелиса Аасмяэ. Сам я работаю во время гонок на трассе с рацией, стою с запасными лыжами и палками.
Деньги искать трудно
— Мы стараемся сохранить и укрепить конкурентоспособность литовской сборной, для чего изыскиваем финансы на проведение сборов, участие в соревнованиях. Но это очень сложная задача. В Литве зимним видом спорта уделяется символическое внимание. Есть даже шутка: денег выделяется ровно столько, сколько необходимо для поездки чиновников на Белые игры. Но самое печальное в том, что это не просто юмор.
Нам говорят так: будут результаты — будут деньги. Когда мы, биатлонные энтузиасты, предлагаем сделать первичные инвестиции и рассчитывать на качественную отдачу, с нами не соглашаются. Говорят, что так могут сказать все. Поэтому приходится крутиться, как белка в колесе. Ищем спонсоров, хотя с их поиском в Литве очень непросто. Государство в таких программах участвовать не вправе. Только частный сектор, а он пока, к сожалению, не вдохновлен биатлоном. Все считают свои деньги — рассчитывать на поддержку весьма сложно.
Половина бюджета нашей федерации — средства, поступающие от Международного союза биатлонистов. Еще треть — Национальный олимпийский комитет Литвы и спортивный департамент. В общем, без особого риска возьмусь утверждать: в финансовом рейтинге мы тоже аутсайдеры. Другое дело, что ныне самолеты не роскошь, а средства передвижения. Перелет лоукостером в Скандинавию экономически нам более выгоден, чем наземный транспорт.
Хохфильцен — отличная реклама биатлону
— Чемпионат мира в Хохфильцене получается отличным. Возьмите тот же нашумевший конфликт между Мартеном Фуркадом и Антоном Шипулиным. По моему мнению, они оба сделали для создания настоящего биатлонного шоу очень многое. Зрительский интерес повысился.
О чем говорит и посещаемость всех биатлонных соревнований. Поэтому нам и не хочется, чтобы Литва оказалась на обочине.